Лекции >> Правоведение >> Конституционное право >> Органы законодательной (представительной) власти в субъектах РФ

Органы законодательной (представительной) власти в субъектах РФ

 

 

 

Законодательные органы субъектов РФ являются по­стоянно действующими высшими и единственными орга­нами законодательной власти в субъектах. Наименование этих органов, их структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций. В республиках — это Народное Собра­ние, Государственный Совет, Государственное Собрание, Законодательное Собрание и т. д. В некоторых республиках законодательные органы названы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал — в Бурятии, Верховный Хурал — в Тыве и др.). В других видах субъектов РФ зако­нодательные органы именуются «Дума», «Законодательное Собрание», «Собрание депутатов» и т.д.

Все эти представительные органы избираются граждана­ми России, проживающими на территории субъекта и об­ладающими активным избирательным правом, путем все­общих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Законодательство субъектов устанавливает возраст для избрания депутатов (как правило, — 21 год). Срок полно­мочий, как правило, составляет 4—5 лет. Различна и чис­ленность депутатов: от 130 (в Татарстане) до 27 (в Калмы­кии).

Каждый субъект РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами самостоятельно определяет статус законодательного (представительного) органа. Основы это­го статуса едины и закреплены в Законе об организации за­конодательных и исполнительных органов субъектов РФ.

Полномочия законодательных (представительных) орга­нов власти субъекта РФ реализуются ими путем принятия законов и постановлений, которые обнародуются высшим должностным лицом субъекта.

Законом об организации законодательных и исполни­тельных органов субъектов РФ закреплены основания и порядок досрочного прекращения полномочий законода­тельного (представительного) органа, если: орган принял решение о самороспуске; роспуск осуществлен высшим должностным лицом в установленном порядке; вступило в силу решение соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов. Высшее должностное лицо впра­ве принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия этим органом нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ или федеральным законам, принятым по предметам со­вместного ведения, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судеб­ного решения либо уклоняется от принятия мер по испол­нению решений суда и при этом нарушены права и свободы человека и гражданина, права и интересы юридических лиц. В таком случае Президент РФ выносит предупреждение за­конодательному органу субъекта РФ в форме указа. Если в течение трех месяцев после предупреждения решение суда не исполнено, Президент РФ вносит в Государствен­ную Думу проект федерального закона о роспуске законо­дательного органа субъекта РФ, который Дума обязана рас­смотреть в течение двух месяцев.

Депутаты законодательных (представительных) орга­нов власти субъекта РФ могут осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятель­ности; депутат не может быть депутатом Государственной Думы, судьей, занимать иные государственные должности в Российской Федерации и в субъекте РФ. Законом пред­усмотрены гарантии неприкосновенности депутата, кото­рый не может быть привлечен к уголовной ответственно­сти, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению руководителем следственного органа Следственного коми­тета РФ по субъекту РФ.


Лекция добавлена 26.02.2013 в 23:17

Смотрите также:
Конституция РСФСР 1918 года
История прокуратуры
Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина