Япония

 

6. 1. Становление милитаристского режима в период между двумя мировыми войнами

 

Первая мировая война имела противоречивые последствия для Японии. Война привела к укреплению японских монополий, росту семейных концернов, "дзайбацу", финансовой олигархии. В то же время положение основной массы населения ухудшилось. Выход из острых социально-классовых противоречий правящие круги видели в усилении военной экспансии.

В 1925 г. в Японии принимается закон "Об охране общественного порядка", прозванного "законом об опасных мыслях". По этому закону устанавливалось наказание (10 лет каторги) не только за антимонархическую и антигосударственную деятельность, но и за намерение их совершить. В 1938 г. правительство запрещает левые организации.

В 30-е годы в Японии начинается установление государственного контроля за производством, милитаризация экономики. В 1938 г. законодательно устанавливается государственный контроль за финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, распределением продукции.

В 1933. г, Япония выходит из Лиги . Наций и начинает агрессию в Китае.

В 1940 г. пост премьер-министра Японии занимает принц Каноэ, главный идеолог и вдохновитель установления военно-фашистского режима. Вслед за этим начинается создание так называемой "новой политической структуры". Всем легальным политическим организациям было предложено самораспуститься, что и было сделано. Взамен была создана полугосударственная "Ассоциация помощи трону", чьи организации охватили всю страну. Вместо ликвидированных профсоюзов создаются "Общества служения отечеству".

Новая политическая структура была дополнена "новой экономической структурой*, которая предусматривала принудительное объединение предприятий по территориально-отраслевому принципу, строгую регламентацию всех вопросов производства и сбыта продукции; забастовки были объявлены государственным преступлением.

7 декабря 1941 г. Япония, напав на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе, находящуюся на Гавайских островах, вступает во Вторую мировую войну как союзник Германии и Италии. Японские войска оккупировали значительную часть Юго-Ворточной Азии и Океании.

 

6. 2. Поражение в войне и послевоенные преобразования

 

Поражение Японии в войне и ее последующая капитуляция оказали решающее влияние на дальнейшее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска и был установлен оккупационный режим. Под контролем американской армии было сформировано новое правительство, главные виновники, войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены.

Программа действий оккупационных властей была определена Потсдамской декларацией союзников. По условиям капитуляции Япония теряла все когда-либо захваченные территории, включая Сахалин и Курильские острова.

Основными направлениями деятельности новых властей была демилитаризация и демократизация Японии. Японская армия была полностью демобилизована, распущены и запрещены все профашистские организации, отменено репрессивное законодательство и ликвидированы органы политических репрессий, проведена декартелизация "дзайбацу". В декабре 1945 г. синтоистская религия была отделена от государства, а накануне 1946 г. японский император публично отрекся от тезиса о своем "божественном происхождении",

В 1946 г. в рамках аграрной реформы уничтожаются помещичьи землевладения, устанавливается максимум обрабатываемой земли (~9га), находящийся во владении одного лица.

Демократические преобразования коснулись трудового,  социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров, допускалось проведение забастовок, был установлен 8-часовой рабочий день и запрещен принудительный труд.

 

6. 3. Конституция 1947 года, центральное и местное управление и самоуправление

 

Либерально-демократические преобразований были закреплены новой конституцией Японии. В 1946 г. она была принята японским парламентом и с 1947 г. вступила в силу. Конституция провозгласила принципы народного суверенитета, разделения властей парламентского демократизма.

Согласно конституции в Японии сохранялась монархия, но уже ограниченная парламентом. Император объявлялся "символом государства и единства народа". Император по представлению парламента назначает премьер-министра, главного судью Верховного суде, по совету и с одобрения кабинета осуществляет созыв и роспуск парламента, промульгацию законов.

Высшей законодательной властью в Японии является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе всеобщих и прямых выборов, правом голоса обладают все граждане старше 20 лет. Срок полномочий палаты представителей 4 года; палаты советников - 6 лет. При этом каждые 3 года 50% советников переизбираются. Главные функции обеих палат -принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью. 

Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров. Парламент избирает главу кабинета - премьер-министра. Им становится, как правило, глава победившей на выборах партии. Кабинет министров несет ответственность перед парламентом и может быть отправлен в отставку. Премьер-министр формирует правительство, может инициировать роспуск парламента и назначить досрочные выборы, осуществляет руководство внутренней и. внешней политикой, руководство гражданской службой и т. д.

Судебную власть осуществляет Верховный суд и суды низших инстанций. Верховный суд выполняет функции конституционного надзора.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Принципиально новым было закрепление в ст. 9 конституции Японии принципа отказа от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. В связи с этим Япония отказывалась от создания вооруженных сил, хотя в Японии существуют довольно боеспособные силы самообороны.

В 1945 г. введено понятие "корпоративная автономия", подразумевающее право местных территориальных образований (префектур и городов) "решать и управлять":

-совокупностью публичных учреждений по их собственному почину с относительной степенью свободы от контроля и надзора;

-делами, связанными с правом граждан данной местности участвовать прямо или косвенно в определении политики, характеризующейся как корпоративная или гражданская автономия. Термин местная автономия закрепили Конституция и Закон о местной автономии 1947 г.

В соответствии с ними центральное правительство полностью финансирует расходы только на оборону. Все остальные расходы а значительной мере обеспечены местными источниками: на местную администрацию (79%), содержание суда и полиции (77%), обеспечение земельной политики, сохранение плодородия (71%), социальное обеспечение, торговлю и образование (92%) и др.

 

6. 4. Политика «обратного курса»

 

После принятия Конституции 1947 г. (одобрена 3 ноября, вступила в силу 3 мая 1947 г. ) перед японским государством встали две задачи. Первая - упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. Вторая - восстановление и развитие японской экономики. Эти задачи в Японии решались путем ужесточения политического режима, который получил название политики «обратного курса». Правовые основы для изменения курса демократизации были созданы двумя документами: Декретом о действиях, вредных целям оккупации, и Положением о надзоре за общественными организациями, деятельность которых угрожала политической стабильности государства. На государственных предприятиях рабочие были значительно ограничены в трудовых и профсоюзных правах. Был введен разрешительный порядок создания профсоюзных организаций. По стране прошла кампания «чистки красных», сопровождавшаяся арестами и увольнениями коммунистов из различных организаций,

8 сентября 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также «договор безопасности». На основании этих документов формально были отменены все ограничения национального суверенитета Японии. В результате Япония получила право на восстановление военной силы. в стране.

Советский Союз не подписал мирный договор, так как он не содержал гарантий дальнейшего развития Японии как миролюбивого и демилитаризованного государства.

«Обратный курс» в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп. Государство начинает взаимодействовать с представителями наиболее крупных компаний, создавая специальные организации по устранению разногласий между различными предпринимательскими группами. Это Федерация экономических организаций, Федерация предпринимательских организаций Японии и др. Важным звеном при общении государства и представителей компаний становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета в Японии началось оформление политической системы страны. Произошло объединение левой и правой социалистических партий, восстановлено единство Коммунистической партии, сложилась на основе объединения Либеральной и Демократической партий доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая государственную власть.

 

6. 5. Послевоенное развитие экономики Японии

 

Возрождение экономики Японии связано не только с появлением вновь военной организации Японии, но и с созданием и определением функций многочисленных государственных органов и институтов, призванных решать сложные задачи восстановления и развития мирной японской экономики. Еще до принятия Конституции в Японии начала осуществляться целенаправленная политика экономической стабилизации. Были определены главные направления вмешательства государства в сферу частного бизнеса: государственное планирование и долгосрочное прогнозирование экономического развития, а также стимулирование частного капитала в деле всевозможного использования новейших достижений научно-технической революции. Большие полномочия в сфере регулирования экономики получили созданные в 1946г. Бюро экономической стабилизации и Комитет по регулированию цен. Оба государственных органа сыграли огромную роль в восстановлении экономики Японии. Начал накапливаться опыт государственного планирования, называемого японской моделью «административного руководства». Во многом благодаря государственному планированию и традиционным национально-психологическим требованиям«морального долга» Япония в 1951 г. достигла довоенного уровня промышленного производства.

С начала 50-х гг. правительство Японии стало закладывать прочный фундамент, на котором частные фирмы могли выработать свою политику резкого улучшения качества промышленной продукции. С этой целью4 поддерживался импорт передовой техники и технологий, частным капиталом скупались лицензии во всем мире, что позволило достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста. Правительство также стимулировало материально и организационно создание разнообразных союзов ученых, занимающихся научными исследованиями в различных областях науки.

Все эти меры позволили Японии уже в 70-е гг. выйти на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта. Японское «экономическое чудо» в значительной мере объясняется и тем, что традиционные предписания, нормы морали продолжают оказывать существенное влияние на процессы регулирования общественных отношений в Японии; Сохранение репутации, стремление «не потерять лицо», выполнить свой долг преданности императору, государству и нации, обязательства перед родителями, предками остаются важнейшими стимулами поведения японцев по отношению к труду.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:42:06