Возникновение и развитие феодального государства и права. Государство франков

 

1. 1. Основные черты феодального государства

 Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации  крестьян.Пути его возникновения могут быть различны. В одних странах мира оно образовалось  в виде  непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно возникло как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

Фундаментом  производственных отношений феодализма является  собственность феодала на землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

 Поземельные отношения и собственность на землю  являли суть общества общества, характер его социального и политического строя. Для феодальных поземельных отоншений были присущи: 1) иерархический характер;2) сословный характер; 3) ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Отсюда вытекает и сложная  иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т. е. земельная собственность являлась условием осуществления  политической власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Господствующий класс феодалов  представлял собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные законными  привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право судить.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Эти отношения, получившие название сюзеренитета-вассалитета, создавали своеобразную политическую иерархию внутри феодального государства.

 1. 2. Формы государства

 Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1.Раннефеодальная монархия (V-IX вв.). Она была  характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые сравнительно  крупные феодальные государства.

2.Вассально – сеньориальная монархия (X-XIII вв.).  В это время  наблюдается резкий подъем  феодального способа производства , натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождавшуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацией государственной власти на основе вассальных связей.

3.Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.). Она характеризовалась процессом  централизации государства и укрепления королевской власти. Началось функционирование таких  представительных органов как Генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, Кортесы в Испании и т. д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.).  Ей были присущи  сосредоточение всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; создание большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивало ему прямое управление и контроль за страной.

 1. 3. Основные черты феодального права

 Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами  в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли, права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т. д., что объясняется  сословным характером феодального строя. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Также надо отметить то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей сути, внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права, т.е. заимствование его положений во многих европейских странах.

 1. 4. "Рецепция" римского права

 Каковы основные причины  рецепции Римского права? Можно  назвать  следующие:

1)римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. В этом заключалась первопричина рецепции римского права.

2)короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3)повышение теоретического интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.

Изучение римского права начинается с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII в.  сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIVв. на первый план выходит школа постглоссаторов, которая  переработала римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права вывела его за рамки академической среды, сделало возможным его восприятие судебной практикой.

 1. 5. Городское право

 Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией всё население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет   постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более-высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие, менее развитые города. Так, северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.

Большой вклад в формирование единых правовых традиций в Западной Европе внесли сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании, Северной Европы, которые стали основой формирования торгового права - jus mercaturae.

 1. 6. Каноническое право

 Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма была подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных  Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке, так называемый "Corpus juris canonici" 1582. Кроме того источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви,  внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже; уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство  святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная   присяга,  ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля  за  распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила "инквизиция", т. е. суды для расправы с еретиками, всяким инакомыслием.

 2. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

 2. 1. Возникновение раннефеодального государства у франков

 Прежде всего надо четко представлять себе территориальное расселение франков. Имеется в виду древняя Галлия, богатейшая провинция Рима, территориально почти совпадающая с нынешней Францией. В пятом столетии здесь участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Началось вторжение иноземных племен и прежде всего германцев – восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками и др. Из них наиболее сильными оказались салические франки. В конце 5 – начале 6 веков они захватили большую часть страны.

Завоевание Галлии резко усилило возникновение классового общества у франков. Усилилась социальная дифференциация. Возвысилась знать. Рядовые франки пока оставались лично свободными. Франки расселились на своей новой родине марками, т.е. сельскими общинами. 

   Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1)VI -VII вв. - период монархии Меровингов;

2)VIII в. - первая половина IX в. - период монархии Каролингов. Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии.

Хлодвиг стал первым королем франков, утвердившись в положении единоличного правителя. Дальновидным политическим шагом было принятие Хлодвигом и его дружиной христианства, что обеспечило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. Однако король в это время - прежде всего военный предводитель, военачальник, "хранитель мира" в королевстве. Королевские должностные лица - графы и сацебароны - выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Продолжают существование соседская община (марка), а также органы общинного самоуправления - сотенные собрания, тунгины (их председатели, старосты) и рахинбурги (знатоки права).

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений, С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. В конечном счете короли были почти полностью отстранены от управления страной. Наступает так называемый период "ленивых королей". Фактическим главой государства становится майордом - высшее должностное лицо в королевстве. К VIII в. этот пост стал наследственным достоянием рода  Пипинидов.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартел провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

Суть реформ сводилась к следующему. Было покончено с прежним порядком дарения земель в  полную собственность. Земли и жившие на   них  крестьяне стали передаваться  не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом, было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти, Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности одних феодалов другим, позже получившие название вассалитета.

 2. 2. Государственный строй франков при Каролингах

 Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 г. сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 800 г. Карл Великий принимает титул императора. В результате больших завоевательных походов в ее состав вошли территории, которые ныне составляют Западную Германию, Северную Италию, Северную Испанию, а также много других земель.

Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни. Провозглашение Карла императором не означало его превращения  в абсолютного монарха. Император как глава государства должен был фактически делить свою власть со знатью, без согласия которой не принималось ни одного сколько – н6ибудь важного решения. Почти ежегодно созывался съезд всей знати, т.н. «Великое поле».

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления - традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Они были заменены системой назначаемых первоначально из центра должностных лиц – уполномоченных короля.  Вся территория страны была разделена на округа – паги.  Управление округом вручалось графу. Ему придавался военный отряд.

Округа делились на сотни. Первоначально они возглавлялись выборным лицом. Позже оно назначалось. В то же время общины сохраняли самоуправление. На пограничных территориях создавались герцогства, состоявшие из нескольких округов.

В начале 7 века уполномоченные короля постепенно превращаются в крупнейших местных землевладельцев. Устанавливается порядок, когда графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги.

Одновременно растут иммунитетные права отдельных сеньоров, что впоследствии послужит одной  из  причин феодальной раздробленности.

Центральное управление было в то время сравнительно-простым: майордом - первый сановник (при Каролингах этот пост был отменен); маршал - руководитель королевской конницы (нередко командовал всем войском); пфальцграф - возглавлял королевский суд; референдарий — руководитель канцелярии; тезаурарий - "хранитель сокровищ", фактически государственный казначей; архикапеллан – духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности - в почетный наследственный титул. Наивысшего могущества государство франков достигает при Карле Великом (768-814 гг.). В 800 г. Карл Великий коронуется в Риме в качестве императора.

 2. 3. Развитие феодальной собственности на землю

 Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов, практикой широкой раздачи земель родовой аристократии и королевским дружинникам.

Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендаций. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал для этого благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. - Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Всё это постепенно привело к закабалению крестьянства.

В VIII в. в ходе реформ Карла Мартелла появляется новая форма феодального землевладения - бенефиций. Это было условное пожизненное землевладение, которое предоставлялось за несение службы. В IX в, бенефиции начинают передаваться по наследству. Бенефиций трансформируется вфеод - наследственное условное земельное держание за службу.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти феодалов над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличений так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Монарху принадлежала высшая судебная власть. Он осуществлял ее совместно с представителями знати.

Большинство дел рассматривались в «судах сотни», которые не менялись на протяжении долгих лет. Тем самым власти стремились использовать в своих интересах уважение народа к старым формам суда.

 2. 4. Источники права.

 Источником права в этот период является обычай. В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых "варварских правд". Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей Обычного права.

С усилением королевской власти монархи начинают создавать законодательные постановления - капитулярии, имевшие Общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в "судах сотен", но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

 2. 5. Салическая правда

 Салическая правда (Lex Salica) - одна из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах.

Салическая правда отражала тогдашний уровень социальных отношений, для которых была характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм.

Салическая правда отражает процесс разложения и упадка родовых отношений, что было связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60 анализируемого правового документа. Так, статья 60 отражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Салическая правда выделяет индивидуальную собственность на движимое имущество (скот, рабы, личная утварь и т. д. ) и недвижимое (вилла). Но частная собственность на землю, по-видимому, еще не сформировалась. Нераспаханные пустоши, выгоны, леса находятся в общем пользовании. Пахотные земли огорожены забором и используются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хозяина, если нет наследника, земля возвращалась общине. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

Во второй половине 6 века во франкском обществе происходят значительные изменения. Устанавливается, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но не соседи. Иными словами, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей – аллод.

Большое внимание Салическая правда уделяет использованию обязательств. Хотя в целом обязательственные отношения в ней освещщены слабо из - за неразвитости товарно - денежных отоншений, частной собственности. Обязательственные отоншения  возникали из договора либо деликта. Долгового рабства Салическая правда не "выделяет. Но в случае просрочки долга кредитор мог трижды являться к должнику со свидетелями, и это автоматически увеличивало сумму долга на 3 солида каждый раз. В случае злостного уклонения по жалобе кредитора производилось принудительное взыскание долга.

Салическая правда в известной степени отражает и брачно - семейные отоншения. Брак осуществлялся в форме покупки женихом невесты. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывался штрафом. Заключению брака могли препятствовать такие обстоятельства как существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное сосотояние человека. О процедуре и причинах возможного рассторжения брака в документе не упоминвается.

В связи с развалом общины – марки и распадом большой семьи известное развитие получает наследственное право. Практиковалось наследование по закону и по завещанию. Наследованеи по зпкону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в первую очередь детям, матери, братьям и сестрам, сестрам матери,   сестрам отца, ближайшим родственникам. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского рода, свидетельствовал об остатках матриархата. При наследовании недвижимости женщины из числа наследников исключались. Земля передавалась только по мужской линии.

Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против собственности, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исключительных случаях допускается смертная казнь.

Сумма штрафа за убийство (вергельд) зависела от социального статуса потерпевшего. За свободного франка вергельд составлял 200 солидов, a за графа - уже 600. В то же время жизнь рядового "римлянина", т. е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62, 5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов.

Судебный процесс носил состязательный характер. Начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В-качестве доказательств использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии. При этом клятва свидетелей на суде, дача ложных показаний рассматривалась как преступление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупиться от испытания "ордалией".

Судебные споры разбирались на собранияхсвободных людей сотнипод председательством выборного судьи – тунгина. Приговор выносили выборные заседатели – рахинбурги. Вместе с тем осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначасемый крорлем. Место народных заседателей занимают скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и отправляют обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:02:30