Социально-экономическое и политическое положение независимых государств на пространстве бывшего СССР

 

Восстановленные и новые независимые государства
Страны Прибалтики еще в конце 80-х годов объявили о самостоятельном пути развития. В 1988 - 1990 гг в этих республиках поднялся национальное движение и формировались партии, выступавшие за выход из СССР («Саюдиса» в Литве, «Народные фронты» в Латвии и Эстонии). Выборы в Верховные Советы республик привели их к власти. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литва, Латвия. Вслед за провозглашением суверенитета здесь состоялись выборы президентов республик. В республиках утверждались демократические ценности. Руководство стран взяло курс на сближение с европейскими государствами, завершившееся в 2004 г. вступлением их в НАТО. В странах Средней Азии и Азербайджане утвердились авторитарные режимы. Характерным для всех стран стало утверждение национального самосознания и вытеснение с этих территорий русскоязычного населения. Процесс становления государственности в Молдове и Грузии вызвал острые конфликты. В Молдове свою независимость объявило правительство Приднестровья, в Грузии - Абхазия, Аджария, Южная Осетия. Вооруженный конфликт в Приднестровье усилиями европейских стран, Украины и России удалось прекратить, продолжая действовать конфликтные факторы, которые порождаются такими проблемами, как определение политического статуса автономии, столкновением экономических интересов региональной и республиканской элиты. Решение проблемы взаимоотношений Грузии и Аджарии происходило мирным путем. В 2001 г. в Аджарии прошли выборы парламента и главы республики. Вопросы местного значения в Аджарии подлежали юрисдикции местных органов власти с учетом интересов всей страны. Ухудшение экономического положения Грузии позволило руководству Аджарии добиться большей самостоятельности, что вызвало недовольство центрального правительства Грузии. В 2004 г. авторитарный режим в Аджарии был отменен.


Война между грузинами и абхазцами привела в 1993 г. к поражению грузинской власти, массового бегства грузин из региона и фактического отделения Абхазии. По мнению абхазов, распад советского государства давал право не только союзным, но и автономным республикам на создание суверенной государственности. Грузино-абхазские переговоры, продолжавшиеся с 1993 г., не имели никакого положительного результата. Тбилиси и Сухуми не смогли даже договориться об условиях возвращения беженцев, несмотря на то, что соглашение о прекращении огня обеспечивается миротворческим контингентом СНГ и контролируется военными наблюдателями ООН. В 2004 г. в Абхазии прошли выборы президента. Новое руководство настроено на диалог с Грузией, но не отказывается от своей независимости. Перед новым руководством Грузии (во главе с М. Саакашвили) появились сложные экономические, внутри-и внешнеполитические задачи.

Единственным межгосударственным конфликтом на постсоветском пространстве остается конфликт между Азербайджаном и Арменией о статусе Нагорного Карабаха. Конфликт начался в феврале 1988 г. на территории, населенной преимущественно армянами, но находившейся в составе Азербайджана. Конфликт вызвал массовые миграции населения двух соседних государств и тысячи жертв. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Россия, США и Франция - в 1997 г. предложили план урегулирования конфликта, который оставлял Карабах в составе Азербайджана, но предоставлял ему значительную независимость от Баку. Но этот план, как и все остальные, вызывает недовольство сторон. В настоящее время идет поиск приемлемого варианта решения конфликта.

Путь развития Беларуси

К 1996 г. во всех отраслях производства, кроме топливной, химической и нефтехимической, наблюдался кризис. Значительно упал жизненный уровень населения. В 1994 г. президентом Беларуси стал Лукашенко. Выход из кризисной ситуации он видел в сохранении государственной собственности и установлении тесных экономических и политических отношений со славянскими народами и прежде всего Россией. В 1996 г. между двумя государствами был подписан первый «Договор о создании Сообщества России и Белоруссии», положивший начало сближению двух государств. В 1999 г. подписан Договор о создании государства и принята программа его реализации. До 1999 г. в стране стабилизировалась экономическая ситуация. Здесь на душу населения производилось больше, чем в России: молока в 2,3 раза, мяса в 2 раза, яиц в 1,5 раза. Набирает темпы развития и промышленность. 80% белорусского экспорта составляет продукция машиностроения. Поднялся с колен «Горизонт» - крупнейший производитель телевизоров. «Интеграл» - производитель вычислительной техники. Доходы белорусов растут быстрее, чем цены. В создании единого союзного государства заинтересованы обе страны, хотя есть разные точки зрения на характер данного союза. Для Беларуси нет альтернативы поставкам дешевого энергетического и других видов сырья из России. Таможенный союз и снятие торговых бареерив позволяет республике найти рынки сбыта своей продукции. Россия приближается к странам Западной Европы и через Белоруссию стремится найти выход на западных партнеров предприятий Смоленска, Брянска и других городов.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 16:39:14