Соединенные Штаты Америки

 

3.1. Организация управления в североамериканских колониях

 История британского колониального правления в. Северной Америке восходит к 1607 г. , когда английскими переселенцами был основан форт Джеймстаун. -

Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет, выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.

Система британского колониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. - Остальные восемь - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия - являлись владениями Британской короны. В этих колониях существовали двухпалатные законодательные собрания. Но их решения могли быть отменены назначенными королем губернаторами, которые осуществляли управление колониями.

Жалованные королевские хартии наделяли жителей колоний теми же правами, что и жителей метрополии.

В Род-Айленде и Коннектикуте и губернатор, и представительный орган были выборными, предусматривались право законодательной инициативы граждан, проведение референдумов.

 3. 2. Война за независимость

 Отношения американских колоний и метрополии в XVIII в. во многом определялись политикой Днглии, направленной на сдерживание экономической активности буржуазии колоний, рассматривая их как. рынок сбыта английских товаров, источник сырья и финансовых поступлений.

Законы, принятые английским парламентом в течение шести десятилетий XVIII в. (навигационный закон, закон о гербовом сборе, о торговле предметами первой необходимости и др. ), серьезно подрывали промышленность и торговлю в колониях и вызвали возмущение во всех слоях общества. В 60-е - нач. 70-х гг. начались открытые массовые выступления населения колоний.

В 1774 г. по инициативе законодательного собрания штата Вирджиния в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс для обсуждения "общих интересов Америки". Он утвердил "Декларацию прав", где был выражен протест против налоговой и таможенной политики метрополии, содержался призыв к бойкоту английских товаров. Одновременно королю была направлена петиция с просьбой прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву. Однако английское правительство сделало ставку на силовое подавление выступлений в колониях.

В апреле, 1775 г. произошли бои при Лексингтоне и Конкорде, положившие начало национально-освободительной войне.

Второй Континентальный Конгресс в мае 1775 г. констатировал - состояние войны с Англией принял решение о создании американской армии. Ее возглавил Дж. Вашингтон. Каждая колония провозгласила себя независимой республикой - штатом. В июне 1776 г. была подготовлена "Декларация независимости Соединенных Штатов".

 3. 3. Декларация независимости США

 В июле 1776 г. на третьем Континентальном Конгрессе была обнародована "Декларация независимости Соединенных Штатов", подготовленная Т. Джефферсоном.

Декларация объявила об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании, провозгласив их "свободными и независимыми штатами".

Важнейшим положением Декларации было признание естественных прав человека. Мы считаем самоочевидным, - говорилось в декларации - что все люди созданы равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода, стремление к счастью". В этом перечне нет права частной собственности, т. к. Т. Джефферсон считал; что собственность возникла в процессе развития человеческого общества.

В Декларации сказано, что для обеспечения естественных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта формула полностью порывала с божественной теорией происхождения государств. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности", т. е. подтверждался принцип "народного суверенитета", согласно которому власть исходит от народа и только народ решает, какое правительство соответствует его интересам.

Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры-рабы и коренное население Америки лишались политических прав.

Принятие Декларации независимости стимулировало законотворческий процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан.

 3. 4. Статьи Конфедерации 1781 г.

 Провозглашение независимости не привело к созданию единого американского государства. Становление Соединенных Штатов Америки прошло ряд этапов.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в Конфедерацию - союз не столько государственный, сколько межгосударственный. Одновременно была принята конституция союза, т. н. "Статьи Конфедерации".

Штаты брали обязательства о взаимопомощи и невмешательстве в дела друг друга. Их граждане приобретали равные торговые и промышленные права во всех штатах, право свободного въезда и выезда. Для ведения совместных дел учреждался Конгресс, комплектуемый из представителей от каждого штата. Предусматривалась свобода слова и прений в Конгрессе и неприкосновенность депутатов.

Конгресс мог решать вопросы войны и мира, заключать международные договоры, распоряжаться средствами, предоставленными штатами, разрешать конфликты между штатами.

В период между сессиями Конгресса действовал Комитет штатов, куда входило по 1 представителю от каждого штата.

Однако каждый штат сохранял свою независимость, право содержать свою армию и флот, принимать и назначать послов, заключать договоры и соглашения и даже вести военные действия. Понятие единого гражданства отсутствовало.

 3. 5. Конституция 1787 г.

 Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическим, социальными и идеологическим обстоятельствами. Развал "вечного Союза", партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны - . все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи Конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял новую конституцию.

Филадельфийский Конвент представлял собой небольшую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи.

Делегаты Конвента совершенно четко представляли важность поставленных перед ними задач - остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.

В конституции отсутствуют некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях Конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет. собой весьма краткий документ. Он состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и"взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации, полномочий чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала системы "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного совета занимают свои должности пожизненно.

Такой порядок; по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществляется обеими палатами Конгресса.

Система "сдержек противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом кассового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей.

Американская конституция положила в основу" федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены , Х поправкой 1791 г. , в которой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей . Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а Именно, положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

 3. 6. Билль о правах 1791 г. 

Первоначальный текст американской конституции не содержал специальных положений о правах и свободах граждан. Это вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. на первом" конгрессе, созванном на основе конституции, по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок, которые в декабре 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу Поправки, составляющие Билль о правах, не равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IХ устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила 6 свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями;II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственностиПоправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, детализированы в сотнях актов Конгресса. , 

3. 7. Создание государственного аппарата

 В 1789 г. на свою первую сессию собирается конгресс; США. В этом же году состоялись выборы первого президента. Им стал Дж. Вашингтон.Под его руководством создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов - государственного, военного и финансового. Учреждается должность генерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна - 9 судей). США были разделены на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и. Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов. Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы США.

Огромное значение для судебной власти США имело решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать . подобного рода приказы, противоречит предписаниям Конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип - "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", этот принцип был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.

 3. 8. Территориальное расширение США

 В XIX в. происходит быстрый и значительный рост США. Часть территории (Луизиана и Аляска) была приобретена, большие территории были захвачены у Мексики, а также у коренного населения - индейцев, большая часть которых была физически уничтожена. Освобожденные земли заселялись европейскими переселенцами. Как только население вновь осваиваемой территории достигало определенного количества, Конгресс США объявлял ее автономной с местным выборным законодательным собранием. При этом сохранялся жесткий контроль из центра: губернатор назначался Конгрессом с согласия сената, Конгресс мог лишить автономию ее статуса. И лишь спустя определенное время, территория наделялась правами штата. К началу XX в. количество штатов достигало 48.

 3. 9. Гражданская война в США

После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы1 поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. Конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одновременно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привела ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г. , согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в . 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов. В результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы. N

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов республиканской партии А. Линкольна показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов (сторонников отмены рабства) и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южнь1х штатов пошли на крайнюю меру - сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на поет президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, и провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась, 26 мая 1865 г. По окончании Гражданской войны (1865) была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: "В Соединенных- Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за Преступление, за которое лица было надлежащим образом осуждено".

Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США. Важное значение имели постановления XIVпоправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов. Эти две поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и для уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг. , признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. , а конституционными - законы штатов, устанавливающие "раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка Гражданской войны" - XV, принятая в 1870 г. , запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признанию расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки в течение века не действовали.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. , Линкольне, которое оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и завершилось установлением "имперской президентской власти".

 3. 10. США в конце XIX - начале XX в.

Превращение США в мировую империалистическую, державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Однако эти изменения, в целом направленные на расширение функций центральных органов власти, не всегда находили свое выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую, конституцию (американцы говорят - "живая конституция"). На этот период приходятся только две поправки к конституции - XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI поправка существенно расширила налоговые полномочий Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII поправка отменила старый порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената , но и существенно повысила его престиж и влияние.

Важное значение для Конгресса имела "парламентская революция" 1910 г. , в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельном группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах Конгресса. Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющейся по требованию меньшинства проведения поименного голосования с целью определения кворума). Все это способствовало "повышению эффективности работы Конгресса.

После убийства в сентябре 1901 г. президента У. Мак-Кинли главой исполнительной власти стал Т. Рузвельт, который после переизбрания в 1904 г. занимал эту должность до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра "правления Конгресса". Предшествующие президенты (Гарриссон, Кливленд и Мак-Кинли) считали себя агентами Конгресса, т. е. истолковывали президентскую власть в парламентом духе. Т. Рузвельт и во внешней, и во внутренней политике повел себя совершенно по-другому. Он известен не только как "создатель Панамского канала" и политики "большой дубинки". При нем был создан департамент коммерции и труда, положено начало политике активного вмешательства в экономику. В отличие от предшествующих президентов он выступал не как агент отдельных трестов, а как защитник совокупного интереса американского капитализма.

При Рузвельте были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог. Проводимый им "справедливый курс" должен был, по его словам, соответствовать интересам труда и капитала. . Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике. Он сформулировал свою собственную концепцию сильной президенте-. кой власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.

 3. 11. Становление правовой системы США

 Особенностью правовой системы США является то, что она представляет собой совокупность федеральной правовой системы и правовых систем штатов, которые при всей неповторимости, и самостоятельности, обладают внутренним единством.

Формирование правовой системы США началось еще в колониальный период. Все 13 колоний, несмотря на различия в социальном и политическом устройстве, имели общие правовые корни. В течение XVII-XVIII вв. шло активное освоение английского общего права, права справедливости и статутного права, которые имели в колониях прямое действие. Однако это восприятие не носило механического характера, упрощало и приспосабливало нормы к потребностям колониального общества.

После провозглашения независимости прецедентное право сохранило действие в правовых системах штатов и сохранило свое влияние вплоть до конца XIX в. В XX в. законодательство существенно потеснило позиции общего права.

 3. 12. Гражданское право

 В США гражданское право на протяжение всей его истории складывалось из отдельных правовых институтов - права собственности, договорного права, корпоративного права и т. д.

Регулирование гражданско-правовых отношений главным образом входило в компетенцию отдельных штатов, федеральное законодательство затрагивает их лишь в контексте федерального регулирования экономики.

Для США было характерно, что принципы равной правоспособности и равенства всех перед законом не были проведены в жизнь. Так, до 60-х гг.XIX в. большинство негритянского населения было превращено в объект права собственности. Серьезно была ограничена гражданская правоспособность индейцев, свободных негров, некоторых категорий иммигрантов, женщин.

Что касается юридических лиц, то в США отсутствовала общетеоретическая концепция "юридического лица". В качестве такого выступала корпорация. В 1819 г. Верховый суд США дал определение корпорации: "Корпорация является искусственным созданием, невидимым, неосязаемым, существующим только в предположении права, она владеет только теми свойствами, которые или ясно предоставляют ей создающий ее устава или которые свойственны самому ее существованию". Любая группа лиц-учредителей, формально согласных с условиями деятельности таких объединений установленных властями штатов, подавала заявления и после регистрации в специальном реестре явочным порядком получала права т. н. инкорпорируемой корпорации.

Правовая доктрина США исходила из  принципа неприкосновенности частной собственности. Поправки V и XVI к Конституции гласили, что никто не может лишиться собственности без должной правовой процедуры и без справедливого вознаграждения.

Большое значение в развитии гражданского права сыграл принятый в 1862 г. "гомстед-акт", по которому каждый гражданин, достигший 21 года, мог получить 160 акров свободных земель. (1 акр - 0,4 га) и через 5 лет, уплатив 10 долларов регистрационного сбора, становился их собственником. Можно было приобрести их в собственность и раньше, уплатив 1,25 долларов за акр и дав клятву, что земля приобретается не для спекуляции.

Для договорного права США характерно закрепление юридической конструкции встречного удовлетворения, основанной на обещании совершить ожидаемые действия. Особое значение для договорного права имели нормы антитрестового законодательства. В 1890 г. был принят закон Шермана, запретивший любые соглашения, если они ведут к существенному ограничению междуштатной торговли или торговли с иностранными государствами.

 3. 13. Трудовое законодательство

 Одной из основных тенденций развития трудового права в этот период было создание преград для организованного рабочего движения. С 1806 г. в судах утверждается доктрина "преступного сговора" по отношению к коллективным выступлениям трудящихся, что способствовало выработке представлений о незаконности профсоюзов и забастовок. Однако после упорной борьбы в 40-е годы XIX в. намечается отход от презумпции виновности рабочих организаций. После принятия закона Шермана его положения также стали активно использоваться против рабочих организаций.

Во второй половине XIX - начале XX в. в США принимаются законы об ограничении женского и детского труда. Однако попытки ввести общие рамки продолжительности рабочего времени встретили противодействие Верховного Суда под предлогом нарушения конституционных прав.

В целом трудовое законодательство США в этот период серьезно отставало от европейских стран.

3. 14. Уголовное право и процесс

С принятием Конституции 1787 г. в США возникли две системы уголовного законодательства - федеральная и отдельных штатов. К ведению федерации были отнесены преследования и наказания за подделку государственных ценных бумаг и находящихся в обращении денег, пиратство, совершение преступлений в открытом море, за нарушения международного права, государственную измену и т. д. Все остальное было отнесено к компетенции штатов.

В первые десятилетия уголовное право США развивалось под воздействием английского права. Следствием этого стало деление преступлений на фелонии и мисдиминор. В XIX в. в системе уголовного права увеличивается роль законодательства и стремление к систематизации. В 1848 г. в штате Нью-Йорк был принят Уголовный кодекс, разработанный известным американским, юристом Д.Филдом. По его образцу были приняты кодексы и в ряде других штатов. Но в основе всех их лежало общее право. В 1909 г. был принят федеральный уголовный кодекс.

Судебный процесс строился на принципах гласности, состязательности, юридическом равенстве сторон, Презумпции невиновности и праве обвиняемого на адвоката. Предусматривалось участие суда присяжных как в уголовном, так и гражданском процессах.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:19:09