Россия в 1990-2006 гг

 

Россия в 1990-2006 гг

Правительству России пришлось решать сложные внутриполитические, социально-экономические и внешнеполитические задачи. В составе России находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику. Главной задачей стало сохранение территориальной целостности государства. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в ее состав, заявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Автономные области также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкирстан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава федерации. В ходе интенсивных переговоров в марте 1992 г. всеми республиками России, за исключением Чечни и Татарстана, был подписан Федеративный договор. В нем разграничивались полномочия центральных органов государственной власти и «органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Согласно этому договору республики получили широкие права, вплоть до провозглашения их собственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств. Республики признавались самостоятельными участниками международных экономических отношений. Заключенный в 1994 г. договор о разграничении полномочий позволил решить ряд проблем в отношениях между Центром и Татарстаном. Этническая напряженность снизилась во многих регионах, кроме Северного Кавказа.

Становление российской государственности происходило в сложных условиях взаимоотношений между центром и местными властями, внутриполитической борьбы. Речь шла о выборе конкретной формы государственности: президентской республики, парламентской республики или смешанной - президентско-парламентской республики. Согласно Российской конституции полномочия высшего законодательного и представительного органа власти (Съезда народных депутатов и Верховного Совета) доминировали, что ограничивало деятельность президента и не позволяло ему проводить намеченные реформы. Между президентом и Верховной Радой начал нарастать конфликт. 21 сентября 1993 указом Президента была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Указ разрушал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. 22 сентября Верховная Рада отодвинула Б. Ельцина от должности и положила полномочия на вице-президента А. Руцкого. По приказу Б. Ельцина армия и милиция осадили здание Верховной Рады и штурмовали его 3-4 октября. В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек, а руководство оппозиции, призвал к свержению президента, были арестованы. В ходе референдума 1993 г. была принята новая Конституция. Конституция установила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельным. Главой государства является Президент, избираемый всенародно на 4 года. Он осуществляет основные направления внутренней и внешней политики, принимает решение об отставке правительства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и некоторые другие. Президент влияет на все ветви власти, использует право законодательной инициативы, право подписи и обнародования законов, право вето. Представительная и законодательная власть - Федеральное Собрание (парламент) состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Совет Федерации изначально формировалась из руководителей автономий, краев и областей. Позже - из представителей этих территорий. Государственная Дума формируется на основе всеобщих выборов по мажоритарным округам и партийным спискам. (Выборы 2007 г. будут проводиться по партийным спискам.) Дума принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения ею - Президенту для подписания. Исполнительная власть - правительство, состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Судебная - включает Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Такая система управления должна была обеспечить стабильность в государстве. Однако опыт десятилетия показал, что этого не произошло. Власть оказалась оторванной от народа. Пока это проявляется в росте аполитичности, игнорировании населением выборов во все ветви власти. Расширение социальной базы власти, преодоления ее отрыву от народа - глобальная внутриполитическая проблема современной России.

Переход к рыночной экономике

Конце 1991 г. Россия оказалась в сложном экономическом положении. Валютные резервы и золотой запас Государственного банка были истощены. Зарубежные долги превысили 60 млрд. долларов США. Инфляция в стране достигла 30% в месяц, продолжалось падение курса рубля, экономика приобрела бартерного характера. Итак, страна попала в глубокую пропасть финансового кризиса. Финансовый кризис грозила обернуться в гиперинфляцию, хаос и даже голод в крупных городах. Это потребовало от правительства решительных мер. Еще в 1991 г. президент Б. Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. При этом он заявлял, что уже через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни.

Суть реформ заключалась в форсированном переходе от прежней экономической системы к рыночной экономике путем «скачка». Такая экономическая политика получила название «шоковая терапия». Реформа предусматривала либерализацию цен и проведение приватизации. Предполагалось, что эти меры способны в короткий срок сбить инфляцию, обеспечить равновесие спроса и предложения на рынке, заложить основы для роста хозяйства на рыночной основе. (Реформу осуществляло правительство Е. Гайдара.) Однако достичь желаемого результата не удалось. Курс рубля стал нестабильным, большинство расчетов осуществлялась в американской валюте. В ходе приватизации, с одной стороны, состоялся крупномасштабный обман народа, с другой - почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы людей. Более 40% жителей страны находились за чертой бедности. Рыночные отношения в России получили откровенно криминального характера. Криминальные группировки фактически открыто поделили между собой районы крупных городов и отдельные территории. Спад производства до августа 1998 г. достиг 50%. Произошел разрыв экономических связей с бывшими советскими республиками. Под угрозу было поставлено само существование многих российских предприятий, не обеспечивались сырьем и оборудованием. Их продукция оказалась невостребованной. По всей стране начали вспыхивать стихийные забастовки и массовые митинги протеста, в ходе которых люди выдвигали не только экономические, но и политические требования. В марте-апреле 1998 г. в результате кризиса власти в отставку был отправлен премьер-министр В. С. Черномырдин, в августе - С. В. Кириенко. 31 декабря 1999 Б.Н.Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначения В.В.Путина исполняющим обязанности президента России. Согласно конституции через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 53% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Главой правительства был назначен М. М. Касьянов.


Новому президенту и правительству достались в наследство много нерешенных социально-экономических проблем: внешние долги требовали погашения, низкий уровень инвестиций, усиление криминальной деятельности промышленности и торговли; незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкий сбор налогов. А также проблема Чечни, проблема конституций национальных республик Конституции РФ, произвола региональных властей и т.д., слабость административно-управленческого аппарата, коррупция, тормозили развитие России. Низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад, необеспеченность офицеров жильем и т. д. создавали напряженность политической жизни.

В.В.Путин (переизбран президентом на новый срок в 2004 г.) укрепил вертикаль власти. Изменил порядок формирования Совета Федерации, создал из губернаторов Государственный совет, совещательный орган при президенте. На территории России образовано семь административных округов, в состав которых вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Эффективно стали работать структуры власти как в центре, так и на местах. Это позволило уменьшить хищения, собирать больше налогов, направлять средства на развитие промышленности и сельского хозяйства. Благодаря принятым мерам постепенно стало улучшаться экономическое положение страны. Промышленный спад сменился, хотя и незначительным, но устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна, выросло производство сельскохозяйственных продуктов.

Благодаря снижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от уплаты налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. В России формируется бездефицитный бюджет. Произошло увеличение золотовалютного резервного фонда. В 2004 г. Россия выплатила долги Международному валютному фонду. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты в рамках установленной тарифной сетки, увеличение пенсий и зарплаты работникам госбюджетной сферы.

Однако нельзя считать, что все проблемы в государстве уже решены. Еще не работают отдельные предприятия, слабая техническая оснащенность. Существует разрыв в оплате труда жителей столицы и регионов. Основные доходы Россия получает за счет экспорта энергоносителей и вооружения. Не всегда эффективно работает бюрократический аппарат.

Внешняя политика

После распада СССР произошла смена положения России на международной арене. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:

- Сохранить территориальную целостность и независимость, обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

- Добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ;

- Расширить внешнеэкономические связи, внешнюю торговлю России с зарубежными странами.

В 19931994 гг между Российской Федерацией и государствами ЕС были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Правительство России положительно отнесся к предложенной НАТО программе «Партнерство ради мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которой были вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику. Улучшались отношения с США, Японией, Китаем и другими странами. Россия в сентябре 1994 вывела свои войска из Европы. Вместе с ООН участвовала в решении всех вооруженных конфликтов в мире, выступила против агрессии США в Ираке.

Важное место во внешнеполитической деятельности занимал развитие отношений с Содружеством независимых государств. Россия рассматривала бывший пространство СССР как геополитическую сферу своих жизненных интересов, что вызвало негативную реакцию некоторых стран ближнего зарубежья, особенно Украины и Казахстана. После длительных переговоров и жарких споров правительство России пошел на заключение двусторонних соглашений и прежде всего торгово-экономических, с отдельными государствами. По инициативе стран содружества (России, Белоруссии, Казахстана) был заключен договор о коллективной безопасности (его подписали шесть государств), выдвинуто предложение о создании ЕЭП (единого экономического пространства). Россия принимала участие в прекращении конфликтов в «ближнем зарубежье»: в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, в Таджикистане. В целом можно отметить, что процесс интеграции на пространстве бывшего СССР происходит медленно и со значительными трудностями.

Война в Чечне

В правительстве России с начала 90-х годов сложились напряженные отношения с руководством Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Джохар Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа, он разогнал Верховную Раду Чечено-Ингушетии и объявил о создании независимого Чеченской республики Ичкерия. Дудаев совершил «всеобщее вооружение народа», формировал армию независимой республики. В середине 1994 г. Чечня была объявлена исламской республикой. На ее территории, вместо гражданского кодекса, внедрялись «законы шариата». Это вызвало недовольство части населения. Внутри самих чеченцев (между тейп - группами родственников) началась борьба за сферы влияния, за вмешательство федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 г. в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 началась операция федеральных войск, превратившей внутришньочеченський конфликт в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных. Чеченская война продолжалась до января 1997 г. федеральные войска, несмотря на захват Грозного и значительной территории Чечни, не могли преодолеть вооруженное сопротивление. Чеченцы применяли тактику партизанской войны и террористических актов (нападение Ш. Басаева на Буденновск и захват больницы с заложниками, рейд С. Радуева в Дагестан). Летом 1996 г., после гибели Дудаева, его наследник А. Масхадов подписал соглашение о прекращении боевых действий. Федеральные войска вышли из Чечни. Поражение русских войск в Чечне создала для России чрезвычайно сложную ситуацию в виде реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять независимость Чечни. Этот вопрос был отложен на пять лет.

В середине 1999 г. обстановка вновь обострилась. Чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. В регионе возник очаг международного терроризма. На территорию Чечни проникали представители экстремистских исламских организаций, готовили в лагерях боевиков и диверсантов. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома - погибли сотни людей. В этой ситуации Путин, возглавивший в 1999 г. российское правительство, начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и вступили на территорию Чечни. Однако, несмотря на взятие Грозного и разгром основных сил сепаратистов, мирную жизнь в Чечне налаживается со значительными трудностями. Опираясь на поддержку зарубежных экстремистских организаций, боевики перешли к диверсионным действиям против федеральных сил и индивидуального террора представителей местной администрации. Возмущение человечества вызывали восхищение концертного зала «Нордост» в Москве и школы в Беслане (Северная Осетия), где погибли сотни людей, среди которых было много детей. Возмущение чеченского народа вызвало убийство президента Чечни А. Кадырова. Между тем можно предположить, что жизнь в Чечне войдет в мирное русло. Рядовые граждане уже устали от боевых действий.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 16:38:50