Реформация и контрреформация

В конце ХV - начале ХVI в. Священная Римская империя германской нации (так тогда называлась Германия) оставалась феодальной раздробленной страной. Власть императора не была наследственной, его избирали князья. В этот период в стране быстро развиваются металлообработка, книгопечатание, растет товарность сельского хозяйства. Бюргерство было заинтересовано в создании единого государства, ослаблении феодального гнета, проведении церковной реформы.

В ХV-ХVI вв. католическая церковь превратилась в крупнейшего землевладельца в Германии, владела десятками городов и сел. Из семи князей, которые избирали императора, трое были архиепископами. Политика выбивания денег вызвала в Германии рост недовольства. Толчком к открытой борьбе стало оживление продажи церковью индульгенций - документов об отпущении грехов.

Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер 31 октября 1517 на дверях церкви вывесил список из 95 пунктов (так называемых «тезисов»), в котором он осуждал продажу индульгенций, распущенность и лень монахов. Лютер считал, что посредничество церкви между богом и человеком не требуется, единственным средством общения с Богом является вера. Впоследствии появился перевод Библии с латыни на немецкий язык. Сторонники Папы Римского и император Карл V требовали от Лютера отречься от своих обличительных высказываний в адрес церкви, на что он ответил: «На этом стою и не могу иначе!». Движение последователей Лютера против церкви вошел в историю под названием Реформации.

Идеи Лютера были восприняты народом не только как требование реформы церкви, но и как призыв к борьбе против феодального гнета вообще. Они спровоцировали массовые выступления, которые переросли в Крестьянской войны 1525 г. под руководством Томаса Мюнцера, которая, однако, закончилась поражением.

Разгром крестьянского восстания способствовал распространению лютеранского учения. На сторону Реформации перешли некоторые немецкие князья, которым импонировал призыв Лютера о ликвидации монастырей и конфискации их земельных владений. За счет этого князья и другие обладатели могли увеличить свое земельную собственность.

В немецком рейхстаге (общеимперском совещательном органе) большинство депутатов были католиками. Они требовали остановить конфискацию земель церкви. Князья - сторонники Лютера - выразили несогласие с этим, после чего их стали называть «протестантами».

Ближайшие сторонники Лютера разработали подробное изложение основ реформированного христианства, предложив форму обрядов лютеранского (протестантского) культа. Эта обрядность была создана согласно буржуазных требований «дешевой церкви». Отменялись внешняя пышность католической церкви, иконопочитание. Торжественное богослужение заменялось проповедью священника (пастора).

В 1555 г. был заключен Аугсбургского мир, согласно которым объявлен суверенитет князей. Каждый князь самостоятельно определял религию своих подчиненных. Был провозглашен принцип «Чья страна, того и вера».

Лекция добавлена 27.02.2014 в 17:05:26