Распространение Реформации. Контрреформация

 

По словам современников, известие о выступлении Лютера против продажи индульгенций «в четыре недели облетела весь христианский мир». Всех сторонников Реформации стали называть протестантами, а новую церковь - протестантской.

Инициатором Реформации в Швейцарии и Нидерландах стала богатая и влиятельная буржуазия, которую не устраивала реформа, проведенная в Германии. Основы протестантизма, которые получили распространение в этих странах, сформулировал теолог Жан Кальвин.

Главным в учении Кальвина является идея о божественном предопределении. Кальвин утверждал, что Бог заранее обрек одних людей к спасению (блаженства в раю), а других - к гибели в аду.

Из учения Кальвина о предопределении следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов не имеют решающего значения для «спасения». Это означало, что в кальвинизме буржуазия видела религиозное обоснование своих прав на решающую роль в жизни общества.

Кальвинистская церковь, в отличие от католицизма, основывалась на республиканских началах. Во главе отдельной церковной общины стояли выборные старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Все старшины и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью в Швейцарии, рассматривая все дела, связанные с поступками членов общины против религии и морали.


Кальвинистская консистория так же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась к свободомыслия. Недаром Женеву называли протестантским Римом, а Кальвина - женевским папой.

В XVI в. в период Реформации в Англии возникла англиканская церковь, которая имела характер государственной национальной церкви. Возглавил эту церковь сам король. В начале своего развития англиканство представляло собой смесь протестантизма и католицизма. Затем она превратилась в нечто приближенное к кальвинизма.

После первых поражений католическая церковь совершила жестокий наступление на Реформацию везде, где она получила успех. Политика католической церкви получила название контрреформация. Наиболее ярко эта политика воплотилась в деятельности созданного церковью Ордена иезуитов.

Орден иезуитов («Общество Иисуса») возник в 1534 г. Его основателем стал испанский дворянин Игнатий Лойола. Главными направлениями деятельности иезуитов были воспитание молодежи в духе «истинного католицизма» и идеологический контроль над всеми слоями общества. Фанатичные иезуиты проникали в высшие слои общества, с помощью угроз или шантажа подчиняли их своей воле и делали чиновников и дворян послушными исполнителями политики ордена и папства, не останавливаясь перед любыми провокациями и преступлениями. Иезуиты проникали и в народные массы, выслеживали и выдавали инквизиции (церковному суду) еретиков (вероотступников) и мятежников. В колониях они любыми методами распространяли католическую веру. Это была военизированная организация, возглавляемая генералом и подчинена только Папе Римскому. Члены ордена считали, что в интересах церкви можно совершить любое преступление.

Верной католицизму страной была Испания. Именно здесь в XIII в. возникает инквизиция для борьбы с еретиками. Протестантов сжигали на костре во время специальных церемоний «аутодафе».

Тридентский собор католической церкви (1545-1563) остановил все попытки некоторых участников внести изменения в догматы или принципы католицизма. На соборе были преданы анафеме (церковному проклятию) все произведения протестантов и их учение в целом. Иезуиты отстаивали принцип превосходства Папы Римского над епископами, собором и светской властью.


Лекция добавлена 27.02.2014 в 17:05:57