Мир после Второй мировой войны

 

Изменения в мире в результате Второй мировой войны

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен. Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию. Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее - англо-американскими. Аналогичная разрешение линия - по 38-й параллели - была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею - американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы. Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея - собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей. Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.


Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции. Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная - к Югославии). Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства. Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав - США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства. На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат - Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью - в правовом смысле - восстановлен мир). Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии. Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения. Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 - к пожизненному заключению, других - к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии. Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.


Лекция добавлена 28.02.2014 в 14:27:42