Мир на грани двух тысячелетий

 

Общая характеристика современного мира

Человечество к концу второго тысячелетия вступило в качественно новый этап социально-экономического и культурного развития. Радикальные изменения в жизни людей не растягиваются, как раньше, на века, а происходят в течение десятилетий, а то и нескольких лет. Масштабы этих изменений приобрели глобальный размах, на планете уже нет уголков, где ощущались бы последствия научно-технического прогресса, которые не подверглись воздействию массовой культуры. Изменения коснулись всех сторон жизни человека. Мир вступает в постиндустриальный период, период информационной цивилизации.

Мир в начале третьего тысячелетия не стал воплощением мечты писателей-фантастов прошлых эпох об обществе без нищеты, голода и войн, когда все народы, отменив границы, жить в братской единства. Не осуществились и другие предположения, например об открытии неисчерпаемых источников энергии, создания разумных машин, переселение людей на планеты Солнечной системы. В то же время не оправдались и пессимистические прогнозы о гибели человечества в огне новой мировой войны, удивительное перенаселения, глобальные катастрофы.

Индустриальный Запад сумел сохранить лидирующие позиции в мире на протяжении всего XX столетия. Попытка Советского Союза вступить в конкуренцию с Западом, осуществляя свой вариант модернизации, основанной на коммунистической идеологии, не увенчалась успехом. Конце XX в. в большинстве стран мира окончательно утвердились принципы демократии и рыночной экономики. Социалистическая модель сохранилась на Кубе и в Северной Корее.

На земном шаре в XXI веке народы проживают в более чем 200 государствах. Мировое сообщество представлено международными экономическими организациями, транснациональными компаниями (ТНК), финансовыми объединениями, военно-политическими союзами, радикальными идеологическими группировками. В системе мировых отношений меняется баланс возможностей между ведущими государствами, большими и малыми государствами. Ранее последние для получения некоторых привилегий должны были опираться на ту или другую коалицию, возглавляемую ведущим государством. Сегодня демократические отношения межгосударственной дипломатии должны поставить все стране в равные условия, хотя на практике это не всегда происходит. Однако даже сейчас каждое государство по тем или иным параметрам несет ответственность за судьбу мира и стабильности мирового порядка, в частности региональной безопасности и развития экономики.

В то же время в начале XXI в., Несмотря на некоторый застой в развитии экономики стран Запада, их экономическое положение остается стабильным. В данный момент доля США в мировом ВВП составляет примерно 21%, Европейского союза - 21%, Японии - около 8%, Китая - около 7%, Российской Федерации - 1,7%.

Россия встретила рубеж веков и тысячелетий незначительным подъемом экономики - впервые за десятилетие реформ наметился ее реальный рост. Увеличение валового внутреннего продукта в 2001 г. составило около 5%. Причем это увеличение шло за счет легкой и перерабатывающей промышленности. Россия продолжает оставаться страной, главной статьей экспорта которой есть нефть, газ и другие сырьевые товары. Рост доходов здесь зависит от значительных колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. Руководство страны принимает меры по повышению конкурентоспособности продукции отечественной промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Россия постепенно возвращает себе утраченные позиции на мировом рынке вооружений. Задаче укрепления положения России в системе международного разделения труда служит вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Однако, как показывают расчеты экономистов, в ближайшие 15 лет не произойдет существенных изменений в международном балансе. Предполагается, что США вместе с Канадой и Мексикой будут обладать примерно 19% мирового ВВП, Европейский союз - 16%. Китай обгонит Японию. Его доля достигнет 10%, доля Японии - около 7%. На авансцене появятся новые группы государств, такие, как страны АСЕАН, которые будут иметь до 7%, и известные азиатско-тихоокеанские "тигры" - Южная Корея и Тайвань, чья доля в совокупности может составить около 5%. Россия может иметь около 2%.

Модернизация за пределами Европы и Северной Америки в XX в. протекала противоречиво. Некоторые страны Азии и Латинской Америки (Япония, «новые индустриальные страны» Юго-Восточной Азии, Бразилия и др.). Достигли значительных успехов в освоении достижений западной цивилизации, а кое в чем и превзошли своих «учителей». Однако важной чертой модернизации этих стран было сохранение местных национальных традиций и культуры, успешно противостоит натиску вестернизации. С другой стороны, народы многих стран Азии и Африки продолжают жить в бедности. Им так и не удалось создать развитую и эффективную экономику. Поэтому они занимают маргинальное положение в мировой экономике и политике, все больше отставая от развитых стран.

Однако разнообразие и противоречивость современного мира уже не является препятствием для глобального сотрудничества. Экономические процессы в разных регионах планеты настолько взаимосвязаны, что в определенной степени можно говорить о единой мировую экономику, ведущая роль в которой принадлежит США.

Проблемы современного мира: национализм, сепаратизм, экстремизм

Быстрый научно-технический прогресс, глобализация экономики, усиливается влияние человека на окружающую среду, унификация духовной сферы породили новые проблемы. Современный этап развития общества характеризуется не только стандартизацией быта и образа жизни, но и проникновением западной идеологии и духовного влияния в страны с различными культурными и религиозными традициями, зачастую вызывает у них противодействие новым веяниям. Серьезной проблемой стало усиление национальных и религиозных противоречий. В ряде регионов мира они, наслаиваясь на экономические трудности и бедность населения, приводят к возникновению сепаратистских движений, военно-политических конфликтов, очагов терроризма. К границам СНГ добрался исламский экстремизм. Попытки вооруженных отрядов исламистов вторгнуться на территорию Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и особенно военные действия в Чечне продемонстрировали опасность дестабилизации ситуации на всем пространстве бывшего СССР. Для многонациональной и многоконфессиональной России это представляет серьезную угрозу.

Национальные противоречия привели к множеству конфликтов. Можно говорить о возрождении национализма в современном мире. Кровавые конфликты сопровождали, например, распад Югославии и возникновение на ее территории новых государств. После распада СССР от Молдавии отделилась самопровозглашенная Приднестровская республика, от Грузии - Абхазия. В Закавказье провозгласил себя независимым Нагорный Карабах. Все эти события сопровождались гибелью тысяч людей, без крова остались десятки тысяч беженцев.

Усиление национализма происходит и в ряде благополучных стран Запада. Не прекращаются взрывы и убийства в Испании, где националисты автономной Страны Басков ведут борьбу за ее отделение. С большим трудом удалось достичь соглашения между протестантами и католиками в британской провинции Ольстер (Северная Ирландия), но шаткое положение в ней хранится. С проблемой сепаратизма столкнулась и Канада. Значительная часть населения провинции Квебек, населенной франкоязычными жителями, поддерживает идею государства.

Течение ряда лет не налаживаются отношения между Израилем и Палестинской автономией. Мирные люди становятся жертвами террористических актов, которые осуществляют арабские экстремистские организации. В ответ израильская армия принимает жесткие карательные меры на палестинских территориях. Рост насилия на Ближнем и Среднем Востоке способствовало возникновению целой сети международных террористических организаций. Одной из них является Аль-Каида, создана арабским миллионером Усамой бен Ладеном.


К началу нового столетия на смену глобальной ядерной угрозы пришли новые, нетрадиционные вызовы, среди которых наиболее опасными являются региональные конфликты, терроризм, религиозный экстремизм и наркобизнес. Глобальный характер новых угроз формирует такой современный мировой порядок, при котором не только вопросы экономического развития, но и проблемы обеспечения безопасности выходят за пределы национальных границ отдельных государств и приобретают общемирового значения.

11 сентября 2001 мир был поражен известием о небывалые доселе террористические акты. День, о котором сегодня помнят все или почти все в мире, стал не только днем траура Америки по жертвам террора, но и символом единения нации перед национальной и глобальной угрозой - угрозой международного терроризма. В этот день под обломками двух небоскребов погибло около 4 тыс. граждан более двадцати стран мира. Этот террористический акт вызвал возмущение в США и всем цивилизованном мире. США начали военную акцию, направленную против экстремистского исламского движения Талибан, установил свою власть на большей части территории Афганистана. Впервые эту акцию США поддержали не только союзники, но и страны, которые никогда ранее не разделяли приоритетов американской международной политики. В результате антитеррористической операции силы Талибана в Афганистане были разгромлены. В Афганистан было направлено более 7 тыс. американских военнослужащих и 5 тыс. миротворцев из других стран. В результате проведенной операции силы терроризма понесли потерь. Их военно-политический, финансово-экономический и организационный потенциалы были подорваны. Вместе с тем Афганистан продолжает содержать угрозу безопасности во всем мире. В Афганистане продолжается увеличение производства наркотиков, которое достигло 70% мирового объема. (Оборот средств от продажи наркотиков оценивается примерно в 25 млрд. долларов в год.) В Афганистане расширяется нелегальный рынок продажи оружия. Присутствие американских войск на территории страны не решила многих социально-экономических проблем. В то же время антитеррористическая операция позволила США укрепить свое геополитическое положение в этом регионе. Они закрепились на военных базах в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и создали стратегические укрепления в самом Афганистане. Им удалось также заключить военный союз с Пакистаном. Собственно говоря, американцы уже окружили Китай кольцом военно-воздушных баз, планируют развернуть в Афганистане элементы ПРО. Под предлогом борьбы с терроризмом США усилили свое военное присутствие на Южном Кавказе. Было объявлено о снятии ограничений в военной помощи Грузии, Азербайджана и Армении. Началась модернизация азербайджанских ВВС. В Армении запланирована организация центра по разминированию, в Грузии достигнуто соглашение об участии США в военных операциях на севере страны. США, прикрываясь лозунгом борьбы с терроризмом, в 2003 г. развернули боевые операции против Ирака, готовят наступление на Иран. Такие действия США поддерживают не все их союзники. Против таких действий выступает и Россия. В мае 2002 г. Россия и США подписали совместную Декларацию о новых стратегических отношениях. США и Россия признали «общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств» Центральной Азии и Южного Кавказа. Как отмечалось в Декларации, «Россия и США отказываются от модели противоборства« ведущих государств », которая доказала свою несостоятельность и может лишь усугубить конфликтный потенциал в этих регионах».

В сложившейся ситуации, в 2000 г. в России была утверждена новая концепция национальной безопасности. Концепция ориентирована на сотрудничество и интеграцию России в мировой политической, экономической и финансовой системы. В Европе - это сотрудничество с НАТО и ЕС. В Центральной Азии - ускорение интеграционных процессов в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Особый интерес Россия в Центральной Азии, который вызван расширением контроля над разработкой и транспортировкой энергоресурсов региона, а также увеличением доли российского капитала в экономике центральноазиатских государств.

В свете последних геополитических изменений в Центральной Азии растет обеспокоенность Китая по сближению государств региона с Западом. На центральноазиатском направлении Пекин пытается, во-первых, предотвратить длительной присутствия на своих западных рубежах американских военных баз, не вступая в явное конфронтацию с Западом, а во-вторых, получить доступ к природным ресурсам Центральной Азии и Каспия, обеспечить пути их транспортировки в КНР . При этом особый акцент делается на повышении роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Интересы Европейского союза (прежде всего Германии, Великобритании, Франции) в Центральной Азии обусловлены осознанием стратегической важности региона для системы европейской безопасности. Исходя из принципа единого евразийского континента, ЕС заинтересован в укреплении политической и экономической независимости государств Центральной Азии, которые расположены «по соседству» с Европой и одновременно имеют прямой выход к так называемым «полюсов риска» - Афганистана, Ирана, Китая. Так же, как и Европейский союз, свое присутствие в регионе стремятся активизировать Япония, Турция и Индия.

Изменение векторов в международных отношениях

Человечество сумело выжить в условиях «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Однако после ликвидации взрывоопасного противоборства сверхдержав возникла тенденция к созданию однополярного мира. В новых условиях, лишившись «противовеса» во внешнеполитической сфере, роль центра мировой политики пытаются играть США. Они опираются на мощь своей экономики, финансовой системы, значительное политическое влияние, огромный военный потенциал.

Завершение «холодной войны», распад созданного под эгидой СССР военно-политического блока должны вызвать и отмирания военного альянса стран Запада - НАТО. Однако этого не произошло. Более того, произошло расширение как «зоны ответственности» НАТО, так и увеличение членов этого военно-политического союза за счет бывших социалистических стран Восточной Европы. Утручаючись в конфликтные ситуации, НАТО заменяет ООН, роль которой в решении конфликтов современного мира снизилась. Примером этого стала начатая в 1999 г. операция «принуждение к миру» в Югославии. Свою военную мощь США продемонстрировали также в 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне», направленной против Ирака, 10 лет спустя - в Афганистане, а затем и снова в Ираке.

Сегодня НАТО остается практически единственной международной структурой, которая имеет необходимые политические, экономические, военные и другие ресурсы для обеспечения безопасности и стабильности как отдельных регионов, так и мира в целом. Вступление в Организацию новых членов, укрепление связей с Россией, а также императивы борьбы с терроризмом подтолкнули эту структуру к расширению зоны своей ответственности за пределы европейского континента. Инициатива США по формированию в рамках НАТО сил быстрого реагирования, которые будут «гасить» так называемые «интенсивные конфликты» в любом уголке земного шара, бороться с международным терроризмом, открывает возможность продвижения НАТО стран Центральной Азии. Новое содержание стратегии НАТО требует активного взаимодействия организации с государствами Центральной Азии, в том числе в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира».

В этих условиях руководство России неоднократно подчеркивало, что эпоха «холодной войны» канула в прошлое и отношения с США и другими странами Запада должны строиться на основе партнерства. Российская Федерация выступает за сотрудничество с блоком НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. Она активно участвует в международной миротворческой деятельности (Балканы, Ближний Восток). После начала антитеррористической операции в Афганистане Россия поддержала усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Укрепляя отношения с Западом, Россия не отказывается от развития связей с другими влиятельными странами, например с Китаем, Индией, Ираном, Японией. В то же время ряд специалистов считает, что через 10-15 лет отношения с Китаем могут обостриться, так как возникнут споры вокруг сырьевых запасов Дальнего Востока и Сибири, а также в связи с демографической экспансией Китая на Дальнем Востоке. В повестку дня практической политики могут вернуться карты, по которым Приморье принадлежит Китаю, как и ряд других районов этого региона.

Хотя после окончания «холодной войны» риск уничтожения цивилизации в огне ядерного пожара уменьшился, говорить о полном ядерном разоружении еще рано. В ядерных держав (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) сохранились огромные арсеналы оружия, способного неоднократно уничтожить все живое на Земле. Кроме того, серьезную угрозу для мира составляют страны «третьего мира», сумевших овладеть технологии создания атомной бомбы. Эти страны (Индия, Пакистан, Северная Корея) отказываются подписать договор о нераспространении ядерного оружия.

Предотвратив возникновение ядерной войны, человечество натолкнулось на множество локальных войн и конфликтов. И хотя в них применялись обычные вооружения, суммарно жертвы этих конфликтов исчисляются миллионами.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 16:52:53