Международные отношения в 40-х - нач. 80-х гг

 

Международные отношения в 40-х - нач. 80-х гг

Разделение мира на два враждебных блока

1945 открыл новую страницу в истории XX века. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников получила новые центры влияния. Мир все больше становился биполярным. В расстановке сил Запад - Восток ведущая роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу. СССР не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной всеми великой державой, что играла одну из ключевых ролей в международных делах. Официальным закреплением этого статуса стало участие СССР в создании ООН (1945 г.). В Совете Безопасности ООН Советский Союз стал одним из пяти постоянных членов, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, усвоят уроки войны и все будет сделано для обеспечения прочного мира. Однако этого не произошло. Вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции боялись усиления влияния СССР в Европе, установление в ряде европейских стран послушных коммунистических режимов. С первых же дней советское руководство попыталось изолировать эти страны от остального мира. Западные страны обвиняли СССР в том, что он оградил страны центральной и юго-восточной Европы от всего мира железным занавесом. Впервые об этом открыто сказал бывший премьер Великобритании Уинстон Черчилль в речи, произнесенной в 1946 г. в Фултоне (США) в присутствии президента Гарри Трумэна. Эта речь содержала призыв к усилению давления на Советский Союз для того, чтобы добиться от него как внешнеполитических уступок, так и внутренних изменений. Через год президент США Г. Трумэн сформулировал обязательства США в Европе.

Начало холодной войны

Отношения между Советским Союзом и Западом начали приобретать характер острого политического и военного противостояния, получившее название «холодная война». Период холодной войны делят на шесть этапов. Этап I (1945-1949) - отход от принципа сотрудничества; II (1949-1962) - апогей холодной войны; III (1962-1969) - закладывание фундамента нового уровня отношений между Востоком и Западом; IV (1969-1979) - разряжение международной напряженности; V (1979-1985) - новый виток обострения отношений между Востоком и Западом; VI (1985-1991) - деидеологизация международных отношений, ликвидация биполярной структуры мира, затухания холодной войны.

С началом холодной войны значение понятий Запад и Восток изменилось. К Западу относили союзников США, к Востоку - СССР и страны Центральной и Восточной Европы, где находились советские войска, и которые контролировались советским правительством. Холодная война вышла за рамки одной лишь международной политики. Она сказалась на экономическом развитии противостоящих государств, влияние на внутриполитические процессы, происходившие в них, способствовала изменениям в общественном сознании.

В условиях холодной войны большинство государств были вынуждены действовать в фарватере политики сверхдержав. Цели внешней политики США и СССР явно противоречили друг другу, и это не могло не привести к расколу Европы и всего мира на два противостоящих военно-политические группировки. Узловыми моментами борьбы сверхдержав стали гонка вооружений, соперничество в Европе, участие в региональных конфликтах и идеологической борьбе. Американцы усилили свои позиции в Старом Свете, предоставив странам Западной Европы финансовую и экономическую помощь (план госсекретаря США Маршалла, 1947 г.). Получение помощи обязывало европейцев выполнять ряд условий: вывести коммунистов из состава правительств, согласовывать с США финансовую и экономическую политику. Американскую помощь приняли 16 капиталистических стран Европы, в том числе Великобритания, Франция, Италия, для реализации плана Маршалла создали Организацию европейского экономического сотрудничества. В 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»). В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования, кредиты они обязаны были предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, поставлять США дефицитными материалами, не допускать продажи «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. Сталин расценил план Маршалла как средство подчинения Европы (включая восточноевропейские государства), навязывание ей гегемонии США. Это подтолкнуло руководство СССР к шагам, направленным на то, чтобы к власти в странах Восточной Европы пришли просоветские правительства. Для координации экономического развития этих стран в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Политический и идеологический раздел Европы стал причиной раскола ее крупнейшей страны - Германии. Решения Потсдамской конференции по сохранению единого немецкого государства не были реализованы. Попытка СССР путем блокады Западного Берлина заставить Запад согласиться с присоединением этой части немецкой столицы в советскую зону оккупации закончилась безрезультатно. Берлинский кризис 1948-1949 гг впервые поставила бывших союзников на грань «горячей» войны и привела к разделению Германии на две части. Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР) Германия расположились по разные стороны баррикад «холодной войны».

Противостояние НАТО и Варшавского Договора

4 апреля 1949 Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, США и Канада (двенадцать государств) основали Североатлантический союз (НАТО). «Зоной ответственности» НАТО объявлялась Северная Атлантика и территории государств участников альянса. Договор определил присутствие американских войск в Европе на неопределенный срок. Участники НАТО расширяли и модернизировали свои вооруженные силы. Вдоль границ Советского Союза были созданы десятки военных баз. Был открыт путь к перевооружению Германии, в 1955 г. вступила в НАТО.

В противовес НАТО в 1955 г. Советский Союз создал свой военно-политический союз. Решение о его формировании было принято после вступления в Североатлантический альянс Федеративной Республики Германии. Руководство СССР расценило этот акт как угрозу безопасности страны и ревизию результатов Второй мировой войны. В Организацию Варшавского Договора (ОВД) вошли СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния и ГДР. Советские войска, находившиеся на территории ряда стран-участниц ОВД, в дальнейшем играли роль гаранта сохранения просоветских режимов.

Проблемы разоружения. Движение за мир

Противостояние двух блоков государств оказалось в целом ряде критических ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Мирная конференция в Париже в 1946 г. закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии. Целый ряд следующих акций обеих сторон только вызвал раскол Германии: западные страны отказывались признать точный границу Германии, проходил реками Одер и Нейсе. СССР в своей зоне оккупации осуществлял социально-экономические преобразования (национализации промышленности, аграрную реформу) по советскому образцу. Западные державы провели выборы в западногерманских учредительного собрания и ввели в обращение новую денежную единицу. СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина. В результате в 1949 г. образовались две немецкие государства. В начале 50-х годов германский вопрос вновь обострилось в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 4050-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. Против этого выступили США, которые с успехом использовали выгоды геополитического положения США, господство своих ВМС на океанских просторах и не желали усиления влияния СССР в районе Дальнего Востока. Корейская война стала первой военной схваткой, в которой СССР и США оказались по разные стороны линии фронта. Боевые действия начались летом 1950 г., когда оснащены советским оружием северокорейские войска вторглись на территорию Южной Кореи и оттеснили противника на крайнем юге полуострова. На помощь союзнику поспешили США, организовавших военную операцию под флагом ООН. Осенью 1950 г. американцы провели большую десантную операцию, и над северокорейской армией нависла угроза окружения. Она стала стремительно откатываться назад - к 38-й параллели, которой проходила демаркационная линия между двумя государствами. Американские и южнокорейские войска вторглись в КНДР и прижали остатки ее армии к границе с Китаем и СССР. Американская авиация делала облеты не только китайского, но и советского приграничья. По просьбе Ким Ир Сена с ноября 1950 небо Северной Кореи начала прикрывать советская авиация.

В ноябре 1950 г. в конфликт на стороне Северной Кореи вмешался Китай. Около миллиона китайских солдат, официально именовались добровольцами, заставили противника отступить к 38-й параллели, где фронт стабилизировался. Боевые действия приобрели позиционный характер. Стремление командующего американскими силами в Корее генерала Д. Макартура обеспечить перелом в войне путем атомных бомбардировок Китая не встретило одобрения президента Г. Трумэна, который понимал, что это спровоцировало бы вступление в войну Советского Союза. Однако противоборство между СССР и США развернулось в ходе воздушных боев. В период Корейской войны советские летчики сбили 1300 самолетов противника, потеряв, в свою очередь, 345 машин.

Мирные переговоры, начавшиеся в 1951 г., завершились подписанием в 1953 г. перемирие, констатировало восстановления довоенной границы между двумя корейскими государствами. Так закончилась первая в период «холодной войны» открыта проба сил СССР и США.

Противостояние двух общественно-политических систем, безумное наращивания вооружения, в том числе ядерного, поставили человечество на грань катастрофы.

Представители партийной верхушки СССР после смерти Сталина пришли к выводу о недопустимости ядерной войны, которая таит в себе смертельную опасность для всего человечества. Советское руководство, сохранив курс на поддержку коммунистических и «антиимпериалистических» сил, осуществило ряд шагов, направленных на нормализацию отношений с Западом.

Летом 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдамской конференции встреча глав государств и правительств СССР, США, Англии и Франции. Советская делегация, возглавляемая Н. С. Хрущевым, выступила с проектом договора о коллективной безопасности в Европе. Американский президент Д. Эйзенхауэр предложил сначала решить вопрос об объединении Германии, к чему советская сторона не была готова. В результате попытка заключить соглашение между двумя блоками оказалась неудачной. Однако женевские переговоры доказали саму возможность достижения компромисса между Западом и Востоком. Своеобразным следствием «духа Женевы», что установился в международных отношениях, стали вывода советских и американских войск из Австрии, установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ, подписание советско-японской декларации, которая предусматривала прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. В 1958 г. между Советским Союзом и Соединенными Штатами было заключено соглашение о сотрудничестве в области культуры и экономики. В ходе «мирного наступления» СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил и ликвидацию военных баз на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он выдвинул в ООН предложения о прекращении ядерных испытаний, взаимные обязательства об отказе от применения атомного оружия, о последовательном сокращении вооруженных сил блоков противоборствовать. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке временно прекратил ядерные испытания. Однако на главном направления международных отношений между СССР и США - достичь серьезных сдвигов не удалось. Первый в истории визит главы советского правительства в США, который состоялся в 1959 г., не ознаменовался подписанием каких-либо серьезных документов в области ограничения вооружений. Достижению долгосрочных договоренностей препятствовало отсутствие доверия между сверхдержавами. При этом СССР и США безжалостно расправлялись с неугодными им политическими силами в странах, находящихся в сфере их влияния (участие Советской Армии в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии (1956 г.), свержения американскими войсками правительства в Доминиканской республике).

В мае I960 г. советско-американские отношения были омрачены появлением в воздушном пространстве СССР американского самолета-разведчика, который был сбит силами ПВО. Берлинская кризис 1961 года положила конец кратковременной эпохе потепления международных отношений. Она взорвалась после неудачной советско-американской встречи в верхах в Вене, когда президент Дж. Кеннеди отказался рассматривать предложения о статусе Берлина.

19 августа 1961 с согласия Москвы правительство Восточной Германии построил бетонную стену, оградила Западный Берлин от территории ГДР. Этими действиями нарушались решения Потсдамской конференции, которые предусматривали свободное передвижение по городу. США рассматривали вероятность военного конфликта с СССР. Американскими военными планировался прорыв танковых колонн в Берлин с территории ФРГ. Одновременно атомной бомбардировке мог подвергнуться одна из советских военных баз, находившихся в ГДР. Однако протесты западногерманских политиков, которые опасались превращения страны в театр ядерной войны, предотвратили худшем варианте развития событий.

Вмешательство сверхдержав во внутренние дела других стран

В 50-х годах США и СССР интенсивно наращивали ядерные вооружения. Наряду с бомбардировщиками дальнего радиуса действия носителями ядерных боеголовок стали межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные через космическое пространство достичь любой точки на территории противника. Ракетами с ядерными боеголовками были вооружены и подводные лодки, способные нанести удар из глубин Мирового океана. Впервые «ядерный фактор» сказался во время Корейской войны. Еще в большей степени он заявил о себе в ходе Карибского кризиса 1962 г.

Кризис стал следствием целой цепи событий, произошедших задолго до октября 1962 г. В 1957 американцы разместили на территории Греции и Турции ракеты средней дальности типа «Юпитер». Это создавало для СССР новое «окно уязвимости» благодаря малому по сравнению с межконтинентальными ракетами, времени подлета «Юпитеров» в промышленных центров юга европейской части страны. Принимая ответные действия, советское руководство воспользовалось ситуацией, сложившейся после победы на Кубе в 1959 г. революционных сил во главе с Ф. Кастро. Новый кубинское правительство национализировало собственность американских компаний, что больно ударило по интересам США. Администрация Дж. Кеннеди осуществила мощный натиск на Кубу, апофеозом которого стала подготовка высадки на «остров Свободы» десанта противников Кастро (которая закончилась неудачей). Кубинский руководитель обратился за помощью к СССР. На Кубе тайно было размещено несколько стартовых позиций советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Территория Америки оказалась уязвимой для удара: короткое время подлета советских ракет не давал возможности осуществить запуск ракет-перехватчиков. В октябре 1962 г. президент США объявил об установлении морской блокады Кубы: все идущие к острову, имели оглядываться американскими военными. Кроме того, Кеннеди потребовал в кратчайшие сроки демонтировать и вывести советские ракеты. Советские суда, шедшие на Кубу, сопровождались силами ВМФ, в том числе и подводными лодками, оснащенными ядерным оружием. Столкновение двух флотов, казалось, было неизбежным, что привело бы к крупномасштабной войны между СССР и США. Вооруженные силы обоих государств находились в состоянии полной боевой готовности.

Американские эксперты и политики указывали на то, что применение Советским Союзом своего ядерного оружия будет катастрофическим для США даже в случае упреждающего удара со стороны американцев. Благоразумие взяло верх. Хрущев и Кеннеди сумели заключить сделку. В обмен на обязательство США не нападать на Кубу Советский Союз забрал с острова свои ракеты. Американцы, в свою очередь, демонтировали «Юпитер», находящихся вблизи границ СССР.

События вокруг Кубы заставили государства, имевших ядерное оружие, перейти к ограничению гонки ракетно-ядерных вооружений. В 1963 г. был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. СССР, США и Великобритания заключили договор о нераспространении ядерного оружия. Эти договоренности стали одним из важнейших факторов, в дальнейшем способствовали началу периода разрядки международной напряженности.

В 50-60-х годах стремительный развал колониальной системы создавал для Советского Союза благоприятные условия для активизации своей деятельности в «третьем мире».

В 1957-1964 гг руководство СССР подписало более 20 различных соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами, предоставляя им военную и экономическую помощь. Эта помощь в ряде случаев составляла значительную часть бюджета государств (в Индии - 15%, в Объединенной Арабской Республике - до 50%).

В региональных конфликтах участвовали военные советники и военные контингенты. Поля сражений выполняли роль военных полигонов для испытания новых систем оружия. При этом СССР и США прикрывали свои геополитические интересы идеологическими маневрами вроде «помощи развивающимся странам и борьбы с силами международного империализма» или «защиты свободного рынка и ценностей демократии». Вместе с тем лидеры стран «третьего мира» чаще всего использовали антисоветскую или антиамериканскую риторику с целями, весьма далекими от тех, которые провозглашались на словах. Заключая военный союз со странами западного или восточного блока и получая от «партнера» экономическую и военно-техническую помощь, они рассчитывали решать в свою пользу местные политические, религиозные или этнические конфликты. В 1954 г. разгорелся острый конфликт во Вьетнаме, который, после освобождения от власти французских колонизаторов, был разделен на две части: северную, где утвердился просоветский режим, и южную - с проамериканским режимом. Американцы постепенно стали наращивать свое военное присутствие во Вьетнаме и в 1964 г. развернули там военные действия.

За годы Вьетнамской войны (1964-1973) американские пилоты сбросили 7,8 млн. тонн бомб, воспалительных и ядовитых веществ. Были сравнены с землей 80% вьетнамских городов и провинциальных центров. Из Советского Союза Вьетнам получил новейшие зенитные комплексы, боевой расчет которых состояла преимущественно из советских солдат и офицеров. В боях принимали участие и советские летчики. За первые пять лет войны американцы потеряли более 3 тыс. боевых самолетов. Несмотря на то что к концу 60-х годов численность войск США, которые находились во Вьетнаме, достигла полумиллиона человек, добиться перелома в ходе боевых действий им не удалось.

Вьетнамская война, унесшая жизни многих тысяч молодых людей, вызвало настоящий раскол в американском обществе. В США развернулось мощное антивоенное движение, поддержан во всем мире. Р. Никсон, победивший на президентских выборах 1968 г., поспешил объявить о постепенном выводе американских войск из Вьетнама. Согласно Парижских соглашений 1973 американцы были вынуждены вывести из Вьетнама все свои войска. В 1975 г. южновьетнамских режим пал. Северная и южная части объединились. Поражение во Вьетнаме заставила американское руководство искать пути разрядки международной напряженности.

С конца 60-х годов стали назревать конфликты в социалистическом лагере. В 1968 г. в Чехословакии начался процесс восстановления, отказа от сталинской модели деформированного социализма. В стране говорили о «плюрализм», «разнообразие социалистической модели», гражданское общество. «Пражская весна» вызвала испуг у советского руководства, рассматривавшего события в Чехословакии как отход от советской модели. В августе части Советской Армии, вместе с частями ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии перешли границу ЧССР. Это была агрессивная акция против суверенной страны, в ходе которой были расстреляны тысячи мирных жителей и восстановлен прежний порядок.

В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, образовалась независимый профсоюз «Солидарность». Это была первая в «социалистическом лагере» массовая общественно-политическая сила, которая возникла не в результате реформ «сверху», а по инициативе масс. Это движение стало вполне реальной альтернативой коммунистической власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. военного положения, именно эта сила повлекла падения коммунистического режима.

Американо-советские соглашения

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву американского президента Никсона, в ходе которого были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), а также « Основы взаимоотношений между СССР и США ». Эти договоры стали важнейшими документами, которые обозначили поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя ведущими государствами мира. В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Летом 1975 г. состоялась совместный космический полет двух кораблей - «Апполона» и «Союза». По 1971-1976 гг товарооборот между СССР и США вырос в восемь раз.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание лидерами тридцати трех европейских государств, США и Канады 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документом признавались суверенное равенство государств; незыблемость послевоенных границ; территориальная целостность государств. Государства устанавливали принцип невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека. Стало событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, стала важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами. Однако судьба разрядки была недолгой.

Многолетние усилия дипломатов стран Западной Европы и Советского Союза позволили урегулировать ряд спорных проблем в мире. Были урегулированы конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, в Юго-Восточной Азии. СССР отказался от традиционной поддержки режимов в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые поддержала Запад, одобрив применение военной силы США против Ирака, оккупировал часть кувейтской территории. Разблокировка конфликтов в Юго-Восточной Азии и прекращение войны в Афганистане сделали нормальное развитие отношений СССР и Китая, важный импульс которому дал визит М.С.Горбачева в Пекин в мае 1989 года.

Советско-афганская война

Советское руководство с 1976 г. начало размещать ядерные ракеты средней дальности на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу для западноевропейских стран и меняло стратегический баланс сил между Востоком и Западом в пользу СССР. Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах (Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и др..). Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Советские войска, впервые после окончания Второй мировой войны, приняли участие в широкомасштабных боевых действиях. События в Афганистане сразу же оказались в центре внимания всего мира. США удалось организовать широкую международную кампанию, направленную против СССР. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила нарушения Советским Союзом суверенитета одного из государств «третьего мира». США начали оказывать военную помощь афганским партизанам (моджахедам), на территории Пакистана находились военные базы повстанцев. В ходе афганской войны советские солдаты встретили те же проблемами, что и американцы в Корее и во Вьетнаме, - незнанием местности и национальных традиций, ненадежностью союзников и невозможностью применить оружие массового поражения с целью достижения победы в войне. При этом «афганский» синдром, подобный «вьетнамском» в США, поразил советское общество в условиях экономических трудностей 80-х годов и поэтому имел значительно более тяжелые последствия. При таких условиях советское руководство приняло решение о выводе войск из Афганистана, которое завершилось в феврале 1989 г. «Братская помощь» афганскому народу стоила советскому народу не только нескольких десятков миллиардов рублей, но и обернулась гибелью почти 14 тыс. советских воинов и более 1 млн . афганцев. После консультаций с США с сентября 1991 г. были прекращены поставки советской и американской оружия в Афганистан.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 16:51:21