Курс от конфронтации к сотрудничеству во второй половине ХХ века

 

Окончание холодной войны

«Перестройка» в СССР открывала перспективы нового внешнеполитического курса. В высших кругах были определены три основные направления внешней политики: через разоружения нормализовать отношения Восток - Запад; мирное решение региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с разными странами. М.С.Горбачев отстаивал идею создания «общеевропейского дома», в котором нашлось бы место и капиталистическим, и социалистическим странам.

Советское руководство начало активные переговоры с Соединенными Штатами. Регулярными и плодотворными стали советско-американские встречи на высшем уровне. М. Горбачев и Р. Рейган с 1985 г. по 1988 г. встречались 4 раза. С 1989 г. такие встречи проходили с Дж. Бушем. Результатом этих переговоров стало подписание соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ядерных ракет среднего и ближнего радиуса действия. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы начали ликвидацию этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения по развитию гуманитарного сотрудничества, экономических отношений между СССР и США, а позднее и с другими странами. М. Горбачеву удалось установить доверительные отношения с лидерами ведущих европейских государств: Великобритании (М. Тэтчер), Германии (Г. Колем), Франции (Ф. Миттераном). С целью укрепления доверия из стран Восточной Европы в одностороннем порядке было вывезено 500 тактических ядерных боеголовок. Все это способствовало демократизации общественной жизни стран Восточной Европы. В 1987-1990 гг под давлением оппозиции или в ходе антиправительственных выступлений были свергнуты коммунистические режимы в Болгарии, Албании, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Монголии. На путь реформ вступил Вьетнам. В июле 1990 г. СССР дал согласие на объединение двух германских государств и вступление единой Германии в НАТО. В этом же году участники Совещания по безопасности в Европе подписали договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы. Радикальные изменения в восточноевропейских странах и привели к ликвидации Организации Варшавского договора и Совета Экономической Взаимопомощи.

Во второй половине 90-х годов рыночные реформы в странах Восточной Европы начали давать положительные результаты. Наибольших успехов удалось достичь Чехии и Польши. Эти государства стали рассматриваться как реальные кандидаты в члены Европейского Союза. Однако промышленная продукция этих и других восточноевропейских стран пока еще не может составить серьезной конкуренции товарам из Западной Европы.

Политический вакуум, возникший после ухода Советским Союзом Восточной Европы, был быстро заполнен странами Запада. Бывшие члены СЭВ и Организации Варшавского договора выразили желание интегрировать в европейских военно-политических структур. Первым шагом на этом пути стало вступление в НАТО Венгрии, Чехии и Польше, а в 2004 г. Прибалтики, Болгарии.


ООН на современном этапе. Международные организации и движения

Характерной чертой XX в. стало создание международных организаций разного рода - как межгосударственных, так и общественных, рост их глобальной роли.

Универсальной межгосударственной организацией является ООН, которая была создана с целью укрепления мира и безопасности, а также развития мирового сотрудничества. Сегодня в эту организацию входит более 190 стран. Постоянно действующим органом ООН является Совет безопасности. Он определяет наличие угроз миру и акты агрессии. Зависимости от их характера резолюции Совбеза могут вводить те или иные санкции против нарушителей мира, вплоть до применения военной силы. Вооруженные силы под флагом ООН, сформированные из военных частей разных стран, участвующих в прекращении конфликтов, возникающих в мире, используются для разъединения сторон, противоборствуют. Совет безопасности состоит из 15 представителей стран членов ООН, в том числе пяти постоянных, имеющих право вето (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция), и 10 представителей, избираемых периодически. Ежегодно собирается Генеральная ассамблея ООН, в работе которой принимают участие представители всех стран, входящих в ее состав. На ней могут рассматриваться любые вопросы в рамках Устава ООН и приниматься документы международного значения. На ней также избирается Генеральный секретарь ООН, возглавляющий Секретариат организации и является главным административным должностным лицом в ООН. (На данный момент Генеральным Секретарем является Кофи Аннан.) В составе ООН, кроме Совета безопасности и Секретариата, есть и другие органы (например, Экономический и Социальный Совета, Международный суд), а также различные специализированные учреждения. Так, ЮНЕСКО - занимается вопросами образования, науки и культуры; Всемирный банк и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - вопросами развития экономики. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда (МВФ). МВФ призван следить за поддержанием валютных курсов и предоставлять кредиты с целью выравнивания платежных балансов и выхода из финансовых кризисов.

Из многочисленных неправительственных организаций и движений наиболее известные своей деятельностью Международный Красный Крест, международная экологическая организация «Гринпис», экологическое движение так называемых «зеленых» (партии «зеленых» есть в ряде стран), организация «Врачи без границ». Несколько международных объединений создали профсоюзы. Среди них Международная Федерация профсоюзов.

В настоящее время существует ряд общественных фондов, осуществляющих различные программы помощи в деле образования, здравоохранения, науки. После Второй мировой войны австрийский врач Г. Гмайнер основал общественный фонд «Детская деревня». По инициативе и на средства фонда создаются «семейные городки» для детей-сирот. Каждая семья в таком городке состоит из матери-воспитательницы и 6-9 детей разного возраста. Такие «семейные городки» являются детскими домами нового типа, которые не зависят от государственной помощи и содержатся общественным средства.

ООН и международные общественные организации на протяжении XX века внесли немалую лепту в дело укрепления мира и предотвращения войны, оказывая помощь военнопленным и пострадавшим от войны, спасая от голода, защищая права людей, подвергшихся дискриминации, национальных и религиозных меньшинств, включаясь в борьбу за сохранение природы - среды обитания человека. И это и большая сфера деятельности, на которой еще необходимо много потрудиться и в XXI веке.

Интеграционные процессы в конце XX - начале XXI веков

Важной чертой международной жизни конце XX в. стали интеграционные процессы. Наиболее успешно они протекают в Европе. Еще в 1949 г. был создан Совет Европы и Совет Экономической Взаимопомощи. (Ликвидирована с распадом СССР.) В 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Постепенно к нему вступили большинство западноевропейских стран.

В 1992 г. был подписан Маастрихтский договор, который предусматривал ускорение интеграционных процессов. Европейское экономическое сообщество превратилось в Европейский союз, интеграция коснулась не только экономических, но и политических аспектов. Координацией деятельности в странах участниках Союза занимается Европейский парламент. Члены парламента избираются в странах участниках союза путем прямых выборов пропорционально численности населения страны. Заседает парламент в Страсбурге. Европарламент значительные наднациональные полномочия. Там же, в Страсбурге, находится Европейский суд по правам человека. Государства-ответчики обязаны выполнять решения этого суда. В государствах Европейского Союза введена единая валюта - евро. Граждане стран Евросоюза получили право свободного передвижения и выбора занятий в рамках объединенной Европы.

Интеграция характерна и для других регионов мира. Свои экономические и политические усилия координируют страны Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Тропической Африки, арабского мира. Так, в 1997 г. Япония предоставила значительную помощь странам Юго-Восточной Азии в преодолении азиатского валютно-финансового кризиса. На эти цели она выделила около 80 млрд. долларов. В ноябре на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Япония предложила схему экономического объединения государств Азии по схеме Европейского Союза. Большую роль в нормализации обстановки в Восточной Азии сыграли подписания китайско-японского Договора о мире и дружбе (1978 г.) и соглашение об установлении дипломатических отношений между КНР и США (1979 г.). В конце 1999 г. канцлер ФРГ высказался за привлечение Китая к участию во встречах руководителей восьми ведущих стран планеты. Расширяют свои связи Монголия и другие страны.

В отличие от Западной Европы, в СНГ интеграционные процессы, даже двусторонние, шли медленно. Политического и экономического сближения государств, входящих в Содружество, не произошло. Исключением являются отношения между Россией и Белоруссией. Эти страны создали Союз и разрабатывают планы более тесного экономического и политического объединения.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 16:51:49