Искусство Высокого Возрождения в Италии

Культура западной Европы XVI - первой половины XVII в.

Искусство Высокого Возрождения в Италии.

Северное Возрождение

Искусство Высокого Возрождения (Ренессанс) отразило переход к новому буржуазного образа жизни. В живописи наиболее широко отображался свет нового человека, его переживания. Объектом изображения становились не только герои, но и простые люди. Живопись приобретал демократического характера. Начал развиваться пейзажная живопись.

Понятие «Возрождение» происходит из трудов мыслителей нового времени, в частности Дж. Вазари, которые считали, что весь исторический период от существования Римской империи до появления нового мировоззрения был периодом упадка великой античной культуры. Поэтому именно мыслители первыми выступили под лозунгом ее возрождения.

Признаками Ренессанса стали:

- Гуманизм - направление общественной мысли, который был направлен на защиту достоинства и свободы человека;

- Реализм - видение мира таким, каков он есть;

- Эмпиризм - опыт как средство познания мира;

- Интерес к античной культуре, его идеализация;

- Критика феодализма и католицизма.

С конца XV в., Когда в передовых странах Европы развернулась борьба против феодального строя, наступила эпоха Высокого Возрождения. Началось невиданное подъем культуры. В Италии оно пришлось на конец XV - начало XVI в.


Виднейшими художниками и мыслителями возрождения были:

Донато Браманте (1444-1514) - главный архитектор папы Юлия II, который был автором проекта величественной архитектурной достопримечательности - собора Св. Петра в Риме.

Леонардо да Винчи (1452-1519) - один из выдающихся деятелей итальянского Возрождения. Никто не смогла достичь таких высот в различных областях: живописи, науке, инженерии, архитектуре, музыке, поэзии. Уже в 20 лет его признали и уважали как выдающегося художника. Известная картина да Винчи - портрет Моны Лизы («Джоконда») - поражает своей реалистичностью. На картине женщина словно сама рассматривает зрителей, будто стремится проникнуть в мысли, узнать их характер. Леонардо да Винчи равно воспринимал науку и искусство: после детального изучения проблемы делал много эскизов, чтобы найти верное решение.

3) Рафаэль Санти (1483-1520) - второй выдающийся представитель Высокого Возрождения в Италии. Его короткая жизнь была удивительно легким, полным успехов и всеобщего признания. Во время работы в Ватикане художник создал знаменитую скульптурную композицию «Афинская школа», в которой увековечил фигуры выдающихся античных философов и ученых. Значение этой картины заключается в том, что она будто подытожила изучения гуманистами античности. Духовную красоту человека Рафаэль передавал в портретах, многочисленных изображениях Мадонны. Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна» - один из последних его произведений.

4) Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - флорентийский живописец, скульптор, архитектор. Главной темой его творчества стала идея борьбы. Пятиметровая скульптура «Давид» изображает юного воина перед сражением с Голиафом. Роспись потолка Сикстинской капеллы превозносит красоту человека в образе Адама, силу и могущество в образе бога Саваофа. Микеланджело участвовал в строительстве собора Св. Петра в Риме. Именно он разработал огромный купол этого сооружения.

Искусство Возрождения в Италии довольно сильно повлияло на развитие культуры в других странах Европы.

Бытовой жанр, наиболее популярный в голландской живописи, свидетельствует о приближенность этого искусства к реалиям жизни. Любимые темы художников взяты из быта бюргеров: это повседневные заботы хозяйки дома, сцены развлечений - игра, галантные беседы, угощения. Также предметом изображения были события из крестьянской жизни - бытовые сцены, изображения крестьян за работой. Небольшие по размеру, эти картины, однако, отличаются высоким качеством и мастерством исполнения.

Вершиной голландской живописи является творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Кроме картин на библейские и мифологические сюжеты, он создал большое количество работ на заказ, в том числе множество портретов. В лучших картин художника принадлежит «Даная», в которой мифологический сюжет приобретает черты поразительной жизненной правды. В живописной манере Рембрандта ведущую роль сыграли контрасты светотени, приблизили изображение в реальной жизни. Величие художника оказалась и в том, что он обращался в своем творчестве к миру простых людей. Здесь Рембрандт нашел и мастерски воссоздал проявление сильных, искренних чувств. Творчество Рембрандта завершилась известным полотном «Возвращение блудного сына», что и сейчас поражает глубиной изображения человеческих чувств. Немало картин создал художник на исторические темы; также в его творчестве пейзажи, автопортреты.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - выдающийся немецкий художник, искусство которого отличалось от классического. Его вкусом стал рисунок-пейзаж, где были реалистично изображены животные, цветы, предметы быта. Известные портреты и автопортреты художника. Наибольшую известность ему принесли гравюры на библейские темы. В этих гравюрах Дюрер бы предусматривал близость и неизбежность грозных событий Реформации.

Развитие прогрессивных тенденций в искусстве Франции также достиг значительных успехов. В частности, выделяется творчество Никола Пуссена (1594-1665), посвященная античным и библейским сюжетам («Царство Флоры», «Снятие с креста»).


Лекция добавлена 27.02.2014 в 17:08:06