Государство и право античного мира. Государство и право Древней Греции

Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит во II тысячелетии до н.э. на острове Крит. Однако к началу 1 тысячелетия эта культура в результате природных и социальных катаклизмов пришла в упадок.

Новый подъем происходит уже в 1-м тысячелетии до н.э. Именно в этот период у заселивших юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря племен греков-ахейцев происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античных городов-государств (полисов). Античные полисы, состоящие из города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой гражданские и политические общины, объединявшие жителей определенных территорий. Таким образом, Древняя Греция - это историко-географическое понятие, в политическом отношении. Древняя Греция - множество разрозненных государств-полисов: Афины, Спарта, Коринф, Мегара и т.д. Различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы имели следствием большое разнообразие внутреннего устройства городов-государств. Однако более всего были распространены различные формы республиканского строя - демократия, аристократия, олигархия и т.п. Наиболее важную роль в истории. Древней Греции сыграли два полиса: Афины и Спарта.

 5. 1. Источники знаний о государстве и праве

Основные сведения о государственном и политическом устройстве городов-государств Древней Греции, их правовой системе мы узнаем из сочинений древних авторов - Плутарха, Фукидида, Геродота и др., а также из дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.

 5. 2.  Афинское государство

Зарождение Афинской государственности относится к XI-IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование, государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период т.н. "Гомеровской Греции" (XI-IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIIIв. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников - геоморов и ремесленников - демиургов.

Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (базилевса) и учреждение новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем - сроком на ТО лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избиралось девять человек сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии, и имел полномочия по надзору за внутренними делами, и решал судебные споры по семейным делам. Второй архонт исполнял жреческие функции, а также осуществлял руд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал ' военными вопросами, Остальные шесть архонтов-фесмофетов ведали в основном судебными вопросами.

         По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага, заменившего совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.

Развитие Афинского государства в VUI-VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение» глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

 5. 3.  Реформы Солона

В 594 г. до н.э. первым архонтом избирается Солон. Хотя Солон и был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких народных масс.

Первой крупной реформой Солона была "сисахфия" (отмена долгового рабства). Задолженность бедняков была аннулирована, продажа несостоятельных должников в рабство впредь воспрещалась, а те, кто был продан за пределы Афин, выкупались за счет государства.

В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время сделав свободной куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов демоса был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу.

Однако центральное место в преобразованиях. Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (цензовому) признаку вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делилось на четыре разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

При Солоне были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени, и суд присяжных - ге-лиэя. Возросла роль народного собрания, а роль ареопага уменьшилась, за ним было оставлено право контроля за соблюдением законов и за деятельность народного собрания.

Однако борьба эвпатридов и демоса за. политическое господство продолжалась еще почти столетие. Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена.

 5. 4.  Реформы Клисфена

В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии)— городскую, прибрежную и сельскую. Т.о., на смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние племенной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один новый орган - коллегия стратегов.

Для защиты новой политической структуры от попыток реставрации Клисфеном был введен институт "остракизма" (т.н. суд черепков). Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, кто представлял, по его мнению, опасность для существующего строя. Если одно и то же имя упоминалось тысячу раз, то этот человек подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

 5. 5.  Афинская демократия

В результате проведенных реформ к началу V в. до н.э. в Афинах установилась политическая система, получившая название "демократия".

Демократизация афинского общества не устранила имущественного и социального неравенства. Значительную часть населения Афин составляли рабы, которые не обладали никакими правами и были на положении вещи.

Свободное население Афин было неоднородным. Полноправными гражданами считались лишь те, чьи отец и мать обладали статусом афинских граждан. По достижении 18 лет они зачислялись в списки дема, пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.

Определенную часть населения составляли метеки - выходцы из других полисов и вольноотпущеннники. Будучи свободными, они привлекались к военной службе, платили налоги и несли другие повинности. Однако они не пользовались политическими правами, не могли приобретать недвижимость и вступать в брак с афинскими гражданами.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии архонтов и коллегии стратегов.

Народное собрание (экклесия) было верховным органом власти Афин. В его компетенцию входило принятие законов, оно избирало должностных лиц и проводило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира и другие вопросы внутренней и внешней политики. В народном собрании принимали участие все полноправные граждане старше двадцати лет, женщины и метеки к его работе не допускались. При Перикле за участие в народном собрании стали получать плату. При численности полноправных граждан примерно в 30 тыс. человек, для принятия решения требовалось присутствие 6000 граждан.

Совет пятисот (буле) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался из числа полноправных граждан, достигших тридцати лёт, по 50 человек от каждой филы сроком на 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по вопросам, которые выносились на рассмотрение народных собраний. Они осуществляли дипломатические сношения с другими государствамиv управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.

Коллегия стратегов состояла из десяти человек и осуществляла руководство вооруженными силами государства, распоряжалась средствами, которые выделялись на эти цели. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием. И хотя по закону все десять стратегов имели равные права, но на практике установился обычай, что один из стратегов занимает первое место не только в коллегии, но в государстве.

Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря и в основном рассматривала судебные дела по семейным и религиозным проблемам, а также по вопросам, касающимся нравственности.

Гелиэя - высший судебный орган страны, действовал под руководством коллегии архонтов. Она состояла из 6000 человек, которыеизбирались ежегодно в равном количестве от каждой филы. Гелиэя рассматривала наиболее важные дела афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и важные дела граждан союзных государств.        ,

Кроме того, законопроекты, принятые народным собранием, вступали в силу только после утверждения гелиэей.

 5. 6.  Спарта

Спартанское государство возникло в VII в. до н.э. в результате объединения племен ахейских и дорийских греков, до этого длительное время боровшихся друг с другом за господство в Лаконике.       

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее значительные пережитки первобытных отношений. Его социальное и политическое устройство было закреплено специальным договором (Ретрой), приписываемым легендарному законодателю Ликургу.

Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Народоное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло, В нем могли принимать участие граждане Спарты старше 30 лет и сохранившие свои наделы. К ведению народного собрания относилось принятие законов, избрание должностных лиц, решение вопросов войны и мира, союза q другими государствами. Однако народное собрание могло только голосовать, а не обсуждать решения.

Во главе государства стояли два царя, которые осуществляли руководство вооруженными силами, были верховными жрецами и выполняли некоторые судебные функции. Однако фактическое руководство делами государства осуществляли эфоры. Коллегия эфоров состояла из 5 человек, которые избирались народным собранием из "достойных" на один год. Эфоры созывали и руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания, осуществляли контроль за нравами и соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и проверяли их отчет. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление, гражданская юрисдикция. В своей деятельности они были практически бесконтрольны и отчитывались только перед своими преемниками.

Герусия (совет старейшин) включала 28 геронтов, избираемых пожизненно из числа знатных граждан, достигших 60 лет, кроме того, в ее состав входили 2 царя. Герусия предварительно обсуждала дела, выносимые на народное собрание, рассматривала уголовные дела, в т.ч. и по государственным преступлениям, являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Политическими правами в Спарте пользовались лишь полноправные граждане (спартиаты). Они наделялись земельными участками с обрабатывающими их илотами. Сами спартиаты производительным трудом не занимались. Их главной обязанностью была военная служба.

Периэки были лично свободными, но политическими правами не пользовались. Они обладали частной правоспособностью, могли заключать сделки, приобретать собственность. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над ними был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Особую группу населения составляли илоты - представители побежденных племен, превращенных в государственных рабов. Они имели свое хозяйство и 50% урожая платили в виде оброка спартиатам, При необходимости их могли привлекать к военной службе и предоставлять свободу. Но в целом господство над илотами осуществлялось методами жесткого террора.

Во II в. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были покорены и вошли в состав Римского государства.

 5. 7.  Афинское право                                                    ,

Среди многочисленных полисов Древней Греции наиболее развитую правовую систему имели Афины.

5. 7. 1.  Источники права

Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В. 621 г. до н.э., по преданию, при архонте Драконте происходит создание писаного права, т.н. законы Драконта. И, хотя они больше известны из-за чрезмерной жестокости наказаний, это был достаточно большой шаг вперед в развитии права.

Законы Драконта ограничили кровную месть (отвечает только убийца, а не весь род); узаконили практику примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа; стали проводить различие между умышленным и неумышленным убийством. Первое каралось смертью, второе -изгнанием. Самооборона исключала ответственность, а подстрекатель стал нести равную долю ответственности с исполнителем преступления.

В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа была про-, ведена при Солоне. В V-IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права.

5.7.2. Имущественные отношения

Афинское право, в отличие от римского, еще не выработало четкой классификации вещей. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Различали также "видимое" и "невидимое" имущество. К первому относили землю, дома, скот, рабов и т.п., ко второму - деньги, драгоценности. По-видимому, это связано со способностью данных вещей ускользать от налогообложения и конфискации.

Среди вещных прав выделялись владение и право собственности. Частная собственность еще не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной, особенно в области недвижимости, земли. В собственности государства находились земли, рудники, рабы. Земельные наделы частных лиц, хотя со времени Солона и рассматривались как их собственность, считались предоставленными государством. Поэтому ежегодно архонты, вступая в должность, объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества.

Основанием для возникновения обязательств в афинском праве были договоры, или деликты, т:н. обязательства "вольные" и "невольные».

Для заключения договора стороны должны были прийти к соглашению. Особых требований к его форме афинское право не выдвигало. Однако по наиболее важным вопросам договоры заключались в письменной форме. В зависимости от содержания он подписывался двумя сторонами (договор купли-продажи), или одной (договор займа). Афинское право знало различные виды договоров, среди которых особое распространение получили договоры купли-продажи, что обусловлено широким развитием как внутренней, так и международной торговли. Договор займа носил процентный характер (до 20%) и часто сопровождался залогом. В Афинах получила развитие ипотека - залог недвижимости, - которая оставалась во владении и пользовании должника при потери им права распоряжения. Среди других договоров можно выделить договор найма движимого и недвижимого имущества, договор товарищества, поручения, комиссии,         

Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом, поручительством третьих лиц, а до реформ Солона и личностью должника.

Обязательства из деликтов возникали при нанесении имущественного вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного причинения вреда - в двойном размере. За действия подвластных лиц (детей, рабов) нес ответственность глава семейства.

 5. 7. 3.  Семейное и наследственное право

Брак в Афинах считался обязательным, хотя безбрачие не влекло никакого ^наказания. Брак заключался в форме договора между женихом и отцом невесты. Жених обязан был уплатить за невесту, наличие приданого не было обязательным условием для заключения брака. Брак носил моногамный характер, многоженство не допускалось. В браке женщина находилась под властью мужа. Развод для мужчины был свободен, для женщины - весьма затруднен. Дети находились под властью отца, за неповиновение он мог лишить их наследства.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, только в их отсутствии имущество могли наследовать дочери. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Завещание допускалось только в случае отсутствия законных детей мужского пола. Завещатель должен был быть в здравом уме и не подвергаться психическому или физическому насилию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

 5. 7. 4.  Уголовное право

Афинское право выделяло преступления против государства и против частных, лиц (против имущества личности, семьи и т.д.). Но четкой границы между ними не было, поскольку в любом случае дело возбуждалось потерпевшим или лицом, заинтересованным в привлечении к ответственности виновного.

К наиболее тяжким преступлениям относились: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. Серьезными преступлениями считались также убийства, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Они рассматривались и как преступления против государственных интересов, и против интересов личности. Поджог и кража, в зависимости от ситуации, рассматривались как преступления против частных лиц либо государственных Интересов.

Наказание зависело от тяжести преступления. Основными видами наказания были смертная казнь, конфискация имущества, обращение в рабство, высылка из страны, атимия (бесчестье), т.е. умаление в правах, широко использовались штрафы. Телесные наказания применялись только к рабам. Тюремное заключение было только предварительным.

 5. 7. 5.  Суд и судебный процесс

Высшим судебным органом в Афинах была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умышленных убийствах. По поручению экклесии ареопаг мог расследовать дела о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Имущественные преступления (разбой, кража и т.д) рассматривала коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе рассматривали третейские суды диэтетов и коллегии сорока (мелкие дела).    Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане.

Должностное лицо, получившее жалобу, проводило предварительное следствие. При этом обвиняемый или ответчик мог предоставить письменные возражения по существу дела. При отсутствии таких возражений судьи переходили к расследованию по существу. Каждая из сторон представляла все необходимые доказательства. По окончании следствия назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательны.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:00:35