Германия во второй половине ХХ - начале ХХI в.

 

Германия

Раскол Германии на ФРГ и ГДР

Геополитические итоги Второй мировой войны оказались катастрофическими для Германии. Она потеряла на несколько лет государственность и на долгие годы - территориальную целостность. Была оторвана 24% от той территории, Германия занимала в 1936 г., в том числе Восточная Пруссия, разделена между Польшей и СССР. Польша и Чехословакия получили право выселить этнических немцев со своих территорий, в результате чего в Германии двинулся поток беженцев (к концу 1946 г. их число составило около 9 млн. человек).

По решению Крымской конференции территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую. Аналогично на четыре сектора был разделен и Берлин. На Потсдамской конференции были согласованы основные принципы оккупационной политики государств-союзников (демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация Германии). Однако отсутствие твердых соглашений с германской проблемы привела к тому, что администрации оккупационных зон применяли принципы Потсдама по своему усмотрению.

Руководство советской военной администрации в Германии немедленно приняло меры по формированию послушного режима в своей зоне. Стихийно созданные антифашистами местные комитеты были распущены. Для решения управленческих и экономических вопросов были созданы центральные управления. Главную роль в них играли коммунисты и социал-демократы. Летом 1945 г. была разрешена деятельность 4 политических партий: Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии (СДПГ), Христианско-демократическому союзу (ХДС) и Либерально-демократической партии Германии (ЛДП). Теоретически все разрешенные партии пользовались равными правами, но на практике советская власть откровенно предпочитала КПГ.

Исходя из представлений о том, что нацизм был порождением капитализма и денацификация подразумевает борьбу против капиталистического влияния в немецком обществе, советская власть в первые месяцы оккупации захватила «командные высоты» в экономике. Множество крупных предприятий были национализированы на основании того, что они принадлежали нацистам или их сторонникам. Эти предприятия или демонтированных и отправлялись в Советский Союз в счет погашения репараций, или продолжали действовать как советская собственность. В сентябре 1945 г. была проведена земельная реформа, в ходе которой были безвозмездно экспроприированы более 7100 имений площадью более 100 га. Из созданного земельного фонда небольшие наделы получили около 120 тыс. безземельных крестьян, сельскохозяйственных рабочих и переселенцев. С государственной службы были уволены реакционеры.

Советская администрация заставила СДПГ и КПГ объединиться в новую партию, получившую название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В последующие годы контроль со стороны коммунистов становился все более суровым. В январе 1949 г. конференция СЕПГ постановила, что партия должна стать ленинской «партией нового типа» по образцу компартии Советского Союза. Тысячи социалистов и коммунистов, не согласных с этой линией, были исключены из партии в ходе чистки. В целом в советской зоне оккупации использовалась та же модель, что и в других восточноевропейских странах. Она имела в виду сталинизации марксистской партии, лишение независимости партий «среднего класса», дальнейшую национализацию, репрессивные меры и фактическую ликвидацию соревновательной избирательной системы.

Западные государства действовали в Германии так же авторитарно, как советская администрация в своей зоне. Антифашистские комитеты и здесь были распущены. Были созданы земельные правительства (в американской зоне в течение 1945 г., в британской и французской - в 1946 г.). Назначение на посты осуществлялось волевым решением оккупационных властей. В западных оккупационных зонах также возобновили свою деятельность КПГ и СДПГ. Был создан ХДС, с которым установил взаимоотношения «содружества» создан в Баварии Христианско-социальный союз (ХСС) этот партийный блок стали называть ХДС / ХСС. Лагерь либеральной демократии представляла Свободная демократическая партия (СвДП).

Вскоре США и Великобритания пришли к убеждению, что для восстановления Западной Европы жизненно необходимо возрождение экономики Германии. Американцы и англичане перешли к согласованным действиям. Первые шаги к объединению западных зон были сделаны в конце 1946 г., когда американская и британская администрации договорились объединить экономическое управление своими зонами с 1 января 1947 Образовалась так называемая Бизония. Управление Бизонии получило статус парламента, т.е. приобрело политических рис. В 1948 г. в Бизонии присоединили свою зону и французы. В результате возникла Тризония.

В июне 1948 г. рейхсмарка была заменена новой «немецкой маркой». Здоровый налоговый базис, созданный новой денежной единицей, помог Германии присоединиться в 1949 г. к плану Маршалла.

Денежная реформа привела к первого столкновения между Западом и Востоком в холодной войне, начиналась. Стремясь изолировать свою оккупационную зону от влияния западной экономики, советское руководство отвергло и помощь в рамках плана Маршалла, и введение новой денежной единицы в своей зоне. Оно опиралось также введению немецкой марки в Берлине, но западные союзники настояли на том, чтобы новая денежная единица стала законным платежным средством в западных секторах города. Чтобы не допустить проникновения в Берлин новой марки, советская администрация препятствовала грузоперевозкам с запада в Берлин железнодорожными и шоссейными путями. 23 июня 1948 снабжение Берлина железнодорожным и автомобильным транспортом было полностью блокировано. Возникла так называемая Берлинская кризис. Западные державы организовали интенсивное воздушное снабжение («воздушный мост»), который обеспечил всем необходимым не только военные гарнизоны Берлина, но и его гражданское население. 11 мая 1949 советская сторона признала свое поражение и прекратила блокаду. Берлинская кризис завершился.

Усиление противостояния СССР и стран Запада невозможным создание единого немецкого государства. В августе 1949 г. в Западной Германии состоялись всеобщие парламентские выборы, которые принесли победу партии ХДС / ХСС, а 7 сентября было провозглашено создание Федеративной Республики Германии. В ответ 7 октября 1949 г. на востоке страны была провозглашена Германская Демократическая Республика. Итак, осенью 1949 г. раскол Германии получил юридического оформления.

1952 г. США, Англия и Франция подписали с ФРГ договор, по которому прекращалась формальная оккупация Западной Германии, но их войска оставались на немецкой территории. 1955 между СССР и ГДР был подписан договор о полном суверенитете и независимости ГДР.

Западногерманское «экономическое чудо»

На выборах в парламент (бундестаг) 1949 года определились две ведущие политические силы: ХДС / ХСС (139 мандатов), СДПГ (131 мандат) и «третья сила» - СвДП (52 мандата). ХДС / ХСС и СвДП сформировали парламентскую коалицию, что позволило им создать совместное правительство. Так в ФРГ сложилась «двохзполовинна» партийная модель (в отличие от двухпартийной в США и Великобритании). Эта модель сохранялась и в дальнейшем.

Первым канцлером (главой правительства) ФРГ стал христианский демократ К. Аденауэр (занимал эту должность с 1949 г. до 1963 г.). Характерной чертой его политического стиля было стремление к стабильности. Не менее важным обстоятельством стало проведение исключительно эффективного экономического курса. Его идеологом был бессменный министр экономики ФРГ Л. Эрхард.

Модель социального рыночного хозяйства, созданная в результате политики Эрхарда, основывалась на концепции ордолиберализму (от нем. «Ордунг» - порядок). Ордолибералы выступали в защиту свободного рыночного механизма, но не вопреки, а благодаря государственному вмешательству. Основу экономического благосостояния они видели в укреплении хозяйственного порядка. Государству при этом уделялось ключевые функции. Ее вмешательство должно было подменять действие рыночных механизмов, а создавать условия для их эффективного функционирования.

Тяжелый период экономической реформы пришелся на 19491950 гг, когда либерализация ценообразования вызвала рост цен при относительном снижении уровня доходов населения, а реструктуризация производства сопровождалась всплеском безработицы. Но уже в 1951 г. наметился перелом в сторону, а в 1952 г. рост цен прекратился, начал снижаться уровень безработицы. В последующие годы произошло беспрецедентное экономический рост: 9-10% в год, а в 1953-1956 гг - до 10-15% в год. ФРГ вышла на второе место среди западных стран по уровню промышленного производства (и лишь в конце 60-х годов была оттеснена Японией). Большой экспорт позволил создать в стране значительный золотой запас. Немецкий валюта стала сильнейшей в Европе. Во второй половине 50-х годов практически исчезло безработицы, реальные доходы населения выросли втрое. До 1964 г. валовой национальный продукт (ВНП) ФРГ увеличился в 3 раза, и она стала производить продукции больше, чем вся довоенная Германия. В то время заговорили о немецком «экономическое чудо».

Западногерманское «экономическое чудо» было обусловлено рядом факторов. Свою эффективность доказала выбрана Эрхардом экономическая система, где либеральные рыночные механизмы сочетались с целенаправленной налоговой и кредитной политикой государства. Эрхарду удалось добиться принятия твердого антимонополистического законодательства. Значительную роль сыграли поступления по плану Маршалла, отсутствие военных расходов (до вступления ФРГ в НАТО), а также приток иностранных капиталовложений (350 млрд. долларов). В немецкой промышленности, которая была разрушена в годы войны, происходило массовое обновление основного капитала. Внедрение новейших технологий, сопровождавший этот процесс, в сочетании с традиционно высокой работоспособностью и дисциплиной немецкого населения вызвало быстрый рост производительности труда.

Успешно развивалось сельское хозяйство. В результате аграрной реформы 19481949 гг, проведенной еще при содействии оккупационных властей, был осуществлен перераспределение земельной собственности. В результате большая часть земельного фонда перешла от крупных собственников в средних и мелких. В последующие годы доля занятых в сельском хозяйстве неуклонно уменьшалась, однако широкая механизация и электрификация труда крестьян позволили обеспечить общий рост продукции этого сектора.

Очень удачной оказалась социальная политика, которая поощряла прямые взаимоотношения предпринимателей и рабочих. Правительство действовало под девизом: «Ни капитал без труда, ни труд без капитала не могут существовать». Были расширены пенсионные фонды, жилищное строительство, система бесплатной и льготной образования, профессиональной подготовки. Расширились права трудовых коллективов в области управления производством, но запрещалась их политическая деятельность. Система оплаты труда была дифференцированной в зависимости от стажа работы на конкретном предприятии. В 1960 г. был принят «Закон о защите прав молодежи, работающей», а с 1963 г. введена минимальная отпуск для всех трудящихся. Налоговая политика поощряла перевода части фонда заработной платы в особые «народные акции», что распространялись среди работников предприятия. Все эти меры правительства позволили обеспечить в условиях экономического подъема адекватный рост покупательной способности населения. Германия была охвачена потребительским бумом.

В 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы и начала принимать активное участие в переговорах по проектам европейской интеграции. В 1954 г. ФРГ стала членом Западноевропейского союза, а в 1955 г. вступила в НАТО. В 1957 г. ФРГ стала одним из основателей Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).

В 60-е годы в ФРГ произошло перегруппировка политических сил. СвДП поддержала СДПГ, и, образовав новую коалицию, эти две партии сформировали в 1969 г. правительство. Эта коалиция просуществовала до начала 80-х годов. В течение этого периода канцлерами были социал-демократы В. Брандт (1969-1974) и Г. Шмидт (1974-1982).

Новое политическое перегруппировки произошло в начале 80-х годов. СвДП поддержала ХДС / ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. канцлером стал христианский демократ Г. Коль (занимал этот пост до 1998 г.). Ему суждено было стать и канцлером объединенной Германии.

Объединение Германии

В течение сорока послевоенных лет Германия была разделена фронтом «холодной войны» на два государства. ГДР все больше проигрывала Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Символом «холодной войны» и раскола германской нации стала Берлинская стена, сооруженная в 1961 г., чтобы предотвратить бегство граждан ГДР на Запад.

1989 г. в ГДР началась революция. Главным требованием участников революционных выступлений было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Е. Хоннекер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Объединение Германии стало практически выполнимой задачей.

Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. Но на Западе и Востоке страны сформировались различные подходы к будущего объединения. Конституция ФРГ предусматривала воссоединение Германии как процесс вхождения земель Восточной Германии к ФРГ, предполагало ликвидацию ГДР как государства. Руководство ГДР стремилось осуществить объединение через конфедеративный союз.

Однако на выборах в марте 1990 г. в ГДР победила некоммунистической оппозиции во главе с христианскими демократами. Они с самого начала выступали за скорейшее воссоединение Германии на основе ФРГ. С 1 июня в ГДР была введена немецкая марка. 31 августа был подписан Договор между ФРГ и ГДР об установлении государственного единства.

Оставалось только согласовать объединение Германии с 4 государствами - СССР, США, Великобританией и Францией. С этой целью были проведены переговоры по формуле «2 + 4», то есть между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и державами-победительницами (СССР, США, Великобританией и Францией), с другой. Советский Союз пошел на принципиально важную уступку - согласился с сохранением членства объединенной Германии в НАТО и выводом советских войск из Восточной Германии. 12 сентября 1990 был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

3 октября 1990 5 земель, восстановленных на территории Восточной Германии, вошли в состав ФРГ, а ГДР прекратила свое существование. 20 декабря 1990 был сформирован первый спильнонимецький правительство во главе с канцлером Г. Колем.

Экономические и социальные достижения, проблемы 90х годов

Вопреки оптимистическим прогнозам, социально-экономические последствия объединения Германии оказались неоднозначными. Надежды восточных немцев на чудодейственный экономический эффект объединения не оправдались. Главной проблемой стал перевод командно-административной экономики 5 восточных земель на принципы рыночного хозяйства. Этот процесс осуществлялся без стратегического планирования, методом проб и ошибок. Был выбран наиболее «шоковый» вариант трансформации хозяйства Восточной Германии. К его особенностям можно отнести введение частной собственности, решительный денационализации государственных предприятий, сжатые сроки переходного периода к рыночной экономике и др.. Причем Восточная Германия получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в готовом виде.

Адаптация хозяйства восточных земель к новым условиям проходила довольно болезненно и привела к сокращению в них промышленного производства до 1/3 прежнего уровня. Из состояния кризиса, вызванного объединением страны и негативными тенденциями в мировом хозяйстве, немецкая экономика вышла только в 1994 г. Однако структурная перестройка промышленности, приспособление к новым условиям рыночной экономики вызвали резкий рост безработицы. В середине 90-х годов она охватила более 12% рабочей силы (более 4 млн. человек). Наиболее тяжелое положение с занятостью сложилось в Восточной Германии, где уровень безработицы превысил 15%, а средняя заработная плата существенно отставала от «старых земель». Все это, а также наплыв иностранных рабочих, вызвало растущую социальную напряженность в немецком обществе. Летом 1996 г. вспыхнули массовые акции протеста, организованные профсоюзами.

Г. Коль призвал к всесторонней экономии. Правительству пришлось пойти на беспрецедентное повышение налогов составляли более половины общего заработка, на решительное сокращение государственных расходов, в том числе и на экономическую поддержку восточных земель. Все это, а также курс Г. Коля на дальнейшее сокращение социальных программ конечном счете привело к поражению правящей консервативно-либеральной коалиции на очередных парламентских выборах.

Приход к власти социалдемократы

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов.

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов. В 1999 г. правительство объявило о намерении начать крупномасштабную реформу образования с целью повышения ее эффективности. Начали выделяться дополнительные ассигнования на перспективные научно-технические исследования.

В начале XXI века ФРГ с ее 80-миллионным населением стала крупнейшим государством Западной Европы. По объему промышленного производства, уровню экономического развития она занимает третье место в мире, уступая лишь США и Японии.


Лекция добавлена 01.03.2014 в 15:40:05