Германия

Тема 10. 1. Особенности государственного развития

Германское государство образовалось в 843 году согласно Верденского договора на землях восточных франков после распада их империи. Основную его территорию составляли 5 германских герцогств - Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия, а также присоединенные итальянские и славянские земли.

Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германии.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились. Германия в экономическом отношении являлась одной из наиболее отсталых стран Европы. Феодальные отношения здесь развились очень поздно.

Германское общество было поделено на два основных разряда. Это – военное сословие (рыцарство) и (податное крестьянство). Первое было неоднородно. Туда входили землевладельцы, светские и духовные феодалы, а также среднее и мелкое рыцарство. Податное сословие в свою очередь распадалось на свободное и несвободное. Были свободные земельные собственники. Крепостные и холопы землевладельцев являлись несвободными.   

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Пример - Оттон I, наделивший церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти.

Хотя длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи", но привела к еще большему ослаблению королевской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваться новыми уступками феодальным магнатам.

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его своей опорой.

Кроме того, с середины X века для Германии не существует и серьезной внешней угрозы. 

Тема 10. 2. Реформы Оттона I

 В период Х-ХП вв. Германия представляла собой относительно централизованное государство. Первым германским королям удалось на некоторое время объединить некогда разрозненные германские территории. Это было обусловлено тем, что большие группы крупных и средних аллодистов нуждались в сильной королевской власти с тем, чтобы захватить общинные земли. Сильная центральная власть нужна была также монастырям и епископам, заинтересованным в расширении церковного землевладения. Нельзя было исключать и постоянную внешнюю угрозу.

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973), который в борьбе с герцогами попытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения, предоставив им так называемые "оттоновские привилегии". Он ограничив права герцогов в отношении церкви. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. В то же время церковные земли были выведены из-под юрисдикции герцогов. Духовенство получило право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким образом, в пределах герцогских территорий были созданы церковные округа. Поскольку у епископов отсутствовали наследственные права на земли, Отгон I мог произвольно назначать епископов, получать доходы с вакантных владений, облагать церковные земли налогами в свою пользу. Судебные функции в округе были переданы королевскому чиновнику - фогту, находившемуся в прямой зависимости от королевской власти.

Укрепив позиции в Германии, Оттон I устанавливает свою власть над значительной территорией Италии. В 962 г. Оттон I коронуется императорской короной. Возрожденная империя получила впоследствии название «Священной римской империи германской нации».

Однако после окончательного установления верховенства римских пап над церковью германские императоры утратили права наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. Это позволило им выйти из-под контроля монарха и превратиться во владетельных князей, заинтересованных в дальнейшем ослаблении императорской власти.

 10. 3. Закрепление политической раздробленности

 Распад на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность до самого 19 века, составляет отличительную особенность политического развития Германии в средневековье. Экономическое развитие земель происходило крайне неравномерно. Единого хозяйственного центра не сложилось.

Политическая ситуация также сложилась крайне неблагприятная для королевской власти. Крупные землевладельцы и епископы, насаждавшие партикуляризм,  выступили главными проивниками центральной власти.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с римскими папами в Германии с 1250 по 1273 гг. не было императора, многие коронные земли и имперские регалии (права) были присвоены князьями. Это усилило политическую раздробленность Германии.

С конца XIII века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена"Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов (князей-избирателей), Состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов. Он обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право на войны между князьями. Им была разрешена чеканка монеты. Был запрещен союз городов. В пределах своих владений князья получили  полную  самостоятельность. Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый избранный император должен был принимать условия, ограничивающие его власть. Эти условия получили название "избирательных капитуляций".

Иными словами, сложившееся еще до «Золотой буллы» верховенство нескольких крупнейших феодалов, было полностью юридически оформлено.

 10. 4. Сословное представительство

 Кроме императора существовало еще два общеимперских института: рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей. Король мог издавать свои указы, приобретавшие силу только после утверждения их рейхстагом.

После распада франкской монархии создавались феодальные суды вплоть до 16 века. Существовали также церковные  и городские суды. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Амтманы – управители округов – также имели судебные функции. Учрежденный в 1495 г. имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

В рамках отдельных княжеств существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан - ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства. В разные периоды своего развития ландтаги имели различную степень компетенции. Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Ландтаги могли участвовать в избрании государя, определять внешнюю политику, военные дела, отпускали денежные средства на содержание войска. Таким образом, ландтаги могли ограничивать власть князей. В сущности они являлись более более сословно – представительными органами, чем рейхстаг, что дает основание полагать о развитии сословно – представительной монархии в Германии в рамках отдельных земель, но не в масштабе все страны. Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая модель - абсолютные монархии,

 10. 5. Княжеский абсолютизм

 Реформация и Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) привела к окончательному упадку императорской власти и усилению полновластия князей. Эта война решала политические задачи: северо – германские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

В XVII в. в княжествах устанавливается абсолютизм. Его особенностями было то, что он сложился не на базе общегерманской власти императора, а в пределах владений отдельных князей. Кроме того, княжеский абсолютизм означал полную  победу над буржуазией и подчинение ее княжеской власти. В то время как в других странах утверждение абсолютизма являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия. 

10. 6. Право Германии

 Источники права. Основным источником права в Германии, как и во Франции, был обычай. Но германское право 11 – 14 веков характеризуется наличием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному круга лиц. В XIII веке предпринимаются попытки записей этих обычаев. Наиболее известными из этих записей являются "Саксонское зерцало" и "Швабское зерцало".

"Саксонское зерцало" состояло из двух частей: 1) земское право, регулирующее гражданские, уголовные, процессуальные и государственно-правовые отношения между свободными гражданами шеффенского сословия и 2) "ленное право", регулирующее отношения вассалитета между феодалами. Оно использовалось в северных и северо-восточных землях Германии. "Швабское зерцало", регулировавшее приблизительно те же вопросы, преобладало на юге Германии. Все они официального характера не имели, то есть не были обязательны для применения.

Особенностью права Германии была преобладающая роль римского права, которое в 1495 году было признано основным источником права империи и рецепцировано в полном объеме. Это способствовало созданию общего права. В германских университетах появились кафедры римского права. В 15 – 16 веках создаются учебники, справочники, юридически словари, которые помогали распространению римского права. А германские императоры всячески покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на своей преемственности с римскими императорами и с удовольствием применяли к себе все положения о власти последних. Одним из результатов этой рецепции стало создание кодексов уголовного, гражданского права.

Феодальные поземельные отношения в Германии, так же как и во Франции, регулировались сложной иерархией вассальных связей. Особенностью германского ленного права являлось то, что леном могли быть наделены сразу двое, один человек получал лен во владение, другой - право "ожидания", т. е. право получения лена, если его владелец не оставит законного наследника.

В Германии существовали также аллоды. Правом собственности на землю обладали не только князья и графы, но и часть свободного крестьянства, относившаяся к шеффенскому сословию.

Формы зависимого крестьянского держания в Германии были более разнообразными. Лично свободные крестьяне (чиншевики) получали землю от феодалов на условиях уплаты чинша (оброка) в денежной или натуральной форме. Это владение могло быть либо пожизненным, либо наследственным.

Крепостные находились в полной зависимости от феодалов, их можно было отчуждать вместе с землей, они не могли вступать в брак без согласия господина и т. д.

Распространение римского права привело к приравниванию чиншевого землевладения к краткосрочной аренде, что ограничивало права крестьян на владение и пользование землей и позволяло феодалам увеличивать повинности.

Одновременно появляется такой институт собственности как собственность с обременением, когда владелец земли получает возможность свободно отчуждать землю, но всякий новый собственник обязан уплачивать часть дохода с земли первоначальному собственнику, стоящему в начале цепочки.

Влияние римского права сказалось и на обязательственном праве Германии. Все заключаемые договоры должны были иметь письменную форму.

Семейное и наследственное право. Заключение брака и взаимоотношения между супругами регулировались каноническим правом. Имущественные отношения характеризовались общностью имущества, находившегося под управлением мужа. Покупка невесты, согласно древнегерманскому обычаю, была заменена уплатой отцу невесты покупной цены (виттум), которую отец передавал ей после заключения брака. После заключения брака муж должен был дать жене и так называемый "утренний дар". Виттум и "утренний дар" составляли впоследствии вдовью долю. Жена не могла ничего отчуждать из своего имущества без согласия мужа.

После смерти мужа жена получала свою "вдовью долю" и так называемую женскую долю – домашнюю утварь, предметы личного пользования и украшения.

По ленному праву лен переходил только к одному сыну, по земскому - право наследования имели все сыновья. Преимущества наследования имели дети мужского пола. Во многих землях дочери имели право только на проживание в родительском доме и получение приданого.

Уголовное право и процесс. В  Германии как и в целом в Европе примерно до 14 века в области уголовных преступлений и наказаний господствовали нормы обычного права. Позже будут издаваться королевские ордонансы, которые, правда, не исчерпывали всего содержания норм уголовного права. 

В Германии были известны два вида преступных деяний: преступления и проступки. Устанавливается деление по объекту посягательства, которое различало три основных разряда. Преступление против религии; против государства; против частных лиц.

В период раннефеодальной монархии в Германии устанавливается так называемое "кулачное право", санкционирующее право на самозащиту потерпевшего, если этого не мог сделать суд, а фактически - произвол права "сильного".

С XI века начинаются попытки установления "земского мира" и ограничения "кулачного права". К нарушениям "земского мира" стали относить: 1) неподчинение церковным властям; 2) еретичество; 3) месть за обиды; 4) незаконный сбор пошлин; 5) грабеж на большой дороге; 6) фальшивомонетчество; 7) мятеж против империи и т. д.

Формально "кулачное право" было отменено в 1496 году постановлением о "вечном земском мире".

Первоначально не существовало систематизированного перечня преступных деяний, а все наказания можно было подразделить на: 1) тяжкие (смертная казнь в различных формах), 2) членовредительские и телесные и 3) позорящие. В период абсолютизма уже существует система преступлений и наказаний.

В 1532 г. при императоре Карле V было принято общегерманское уголовно-процессуальное уложение, получившее наименование "Каролина" и являющееся наиболее известным правовым памятником. В виду партикуляристских стремлений отдельных земель за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право. Каолина же имела свой целью лишь восполнить  пробелы в местных законах.

Ее основное содержание составляло уголовное судопроизводство. Она не имеет деления на части или главы. "Каролина" предусматривает довольно многочисленный круг преступлений:

1) государственные (измена, мятеж, нарушения земского мира и др. );

2)против религии (богохульство, колдовство и др. );

3)против личности (убийство, отравление, клевета и др. );

4) против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др. );

5) против собственности (кража, грабеж, поджог и т. д. );

6) преступления против порядка отправления правосудия (лжесвидетельство, лжеприсяга); .

7) преступления против порядка торговли - обмер и обвес.

"Каролина" выделяет также покушение на преступление; соучастие, которое подразделялось на соучастие до совершения преступления, во время совершения преступления, после его совершения; неосторожность; необходимую оборону и т. д.

В основу системы наказаний в "Каролине" положен, принцип устрашения. Так, предусматривались:

1)смертная казнь;

2)членовредительские и телесные наказания;

3)позорящие наказания;

4)изгнание из страны;

5)штраф как основное наказание и дополнительные наказания (тюремное заключение, терзание раскаленными щипцами, выставление у позорного столба, волочение к месту казни и прочие).

Выделялись смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. К исключающим вину относились: отсутствие умысла, малолетний возраст (до 14 лет), исполнение служебного долга. К отягчающим относились: характер причиненного вреда, преступления против особ высшего положения, повторное преступление (рецидив-).

Значительная часть содержания этого документа посвящена вопросам судопроизводства. Она сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Процесс по "Каролине" делился на три  стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Потерпевший или другой истец мог предъявить уголовный иск, а обвиняемый - оспорить и доказать его несостоятельность. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверждалось, истец должен был "возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные издержки"

Обвинение могло быть представлено и от лица государства судьей. В таких «случаях следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Для получения признания применялась пытка. Свидетельские показания считались полными, если были даны не менее чем двумя свидетелями.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:07:29