Франция во второй половине ХХ - начале ХХI в.

Соотношение политических сил после освобождения

С началом освобождения Франции от немецко-фашистской оккупации в стране начал действовать Временное правительство во главе с генералом де Голлем. В состав этого правительства летом 1944 г. вошли представители партий, участвовавших в движении Сопротивления. Временное правительство восстановило демократический строй, в суд были привлечены активные деятели старого режима, 2 тысячи из них были казнены. С целью скорейшего восстановления экономики была проведена национализация угольных шахт, газовой и электротехнической промышленности, автомобильных заводов «Рено», пяти крупнейших банков. Доля государственного сектора составляла теперь более 20% промышленной продукции.

Уже в первые послевоенные месяцы во Франции была восстановлена многопартийная система. Политическая ситуация в стране оставалась очень сложной. Большинство партий и движений послевоенной Франции были неразрывно связаны с традициями Сопротивления. Но их идеологические ориентиры и программные установки были чрезвычайно разнообразными.

Особое место среди них занимали сторонники генерала де Голля - голлисты. Де Голль стремился сохранить имидж общенационального лидера и не спешил предоставлять движению своих сторонников какой-либо организационной формы. Его главной целью было возрождение французского государства, осуществление радикальной конституционно-правовой реформы, которая должна основываться на концентрации власти. Голлисты выступали против восстановления «режима партий», приведший страну к катастрофе. Де Голля поддерживали представители различных социальных групп, которые относились к нему как к «спасителя нации» и разделяли идею «величия Франции».

Влиятельной силой стала Французская коммунистическая партия (ФКП). Коммунисты были одной из ведущих сил Сопротивления. В начале 1945 г. численность ФКП составила 500 тыс. человек, в 1946 г. - уже 900 тыс. человек. Лидеры ФКП отказывались от экстремистских методов политической борьбы и выступали за укрепление парламентской демократии, за демократизацию государственного управления, широкую антимонополистической политику против колониализма.

Прочными оставались позиции Социалистической партии (СФИО) - в 1946 г. ее численность составляла 350 тыс. человек. СФИО придерживалась концепции «демократического социализма», лишь немного отличалась от обновленной программы коммунистов. Значительная часть социалистов была готова к сотрудничеству с коммунистами. Но с приходом к власти нового руководства (1946 г.) в партии усиливаются антикоммунистические настроения.

Еще одной массовой партией, тесно связанной с Сопротивлением, был Народно-республиканское движение (МРП). Она выступала за радикальное обновление государственного строя Франции путем «революции закона». МРП большой популярностью среди французов и широкое социальное основание. В 1945 г. в ее рядах находились 235 тыс. человек.

Важнейшей политической проблемой послевоенной Франции стала разработка новой конституции. По этому вопросу развернулась ожесточенная борьба. Все три ведущие партии выступали за создание во Франции парламентской республики. Де Голль предлагал создать президентскую республику по образцу США. Эти различия, наконец, заставили де Голля в январе 1946 г. уйти в отставку с поста главы Временного правительства.

Четвертая республика (19461958). Политическая борьба в 40-50-х годах

В октябре 1946 г. была принята новая конституция. Она была одной из самых демократических в послевоенной Европе. Франция провозглашалась парламентской республикой. Ведущую роль в политической жизни должен был играть двухпалатный парламент, он же выбирал и президента, имел узкие полномочия. Было введено всеобщее избирательное право (с 21 года), расширенные политические права граждан. Конституция вступила в силу в декабре 1946 г. С этого времени начала свое существование Четвертая республика.

Экономическое положение

В области экономики правительство Четвертой Республики осуществлял политику «программирование экономического развития». В 1947 г. был принят первый в истории Франции общий план модернизации и реконструкции народного хозяйства («план Монне»). После его выполнения был разработан «второй план» (19511957), над реализацией которого страна работала до конца Четвертой республики. В годы Четвертой республики национализация была прекращена. В период с 1946 г. по 1958 г. за счет внешних займов и кредитов по «плану Маршалла» было получено 12 млрд. дол. Это стимулировало развитие новых отраслей: атомной, электронной, химической, нефтедобывающей и др.. Экономическое положение в стране постепенно нормализовалось. В 1949 г. была отменена карточная система, в 50-е годы начался экономический подъем.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Четвертой республики характеризовалась усилением консерватизма и политической нестабильности. В мае 1947 г. распалась правящая левоцентристская коалиция (СФЮ, МРП, ФКП): коммунисты были выведены из состава правительства. За 12 лет существования Четвертой республики сменилось 22 правительства. Все они были коалиционными по своему составу.

Внешняя политика

Внешняя политика Четвертой республики претерпела существенную эволюции: от попыток играть роль «связующего звена» между СССР и США Франция перешла к односторонней ориентации на англо-американский блок, взяв курс на интеграцию западноевропейских стран. В 1947 г. она заключила договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала одним из организаторов Западного союза. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман выступил с декларацией о создании Европейского объединения угля и стали, что стало прологом к созданию Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии, оформленных Римским договором 1957 г.

Франция активно участвовала в блочном строительстве, став участником НАТО (1949 г.), СЕАТО (1954 г.), Западноевропейского Союза (1954 г.) Политика Четвертой республики основывалась на принципе «атлантизма», т.е. соблюдении линии НАТО и участия в «холодной войне »на стороне США. Французское правительство поддержал американцев в Корейской войне (1950-1953) и активно участвовал в гонке вооружений. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы НАТО.

Колониальные войны

Протяжении всего периода существования Четвертой республики Франция вела непрерывные колониальные войны. В 19461954 гг она воевала в Индокитае. Эта война закончилась поражением Франции: ее бывшие колонии Камбоджа, Лаос, Вьетнам добились суверенитета. Но в том же году Франция была втянута в новую колониальную войну в Алжире (19541962), считавшийся составной частью («заморским департаментом») Республики.

Именно алжирская проблема и породила в конце 50-х годов глубокое национальное кризис, из которого, как оказалось, Четвертая республика была неспособна найти выход. Война в Алжире опустошала казну. В Алжире сложился опасный союз армейской верхушки и ультраколониалисты. Возникла угроза эскалации военного конфликта. Французское общество раскололось. Одни требовали положить конец войне, другие настаивали на ее продолжении. В Алжире шла открытая подготовка к военному перевороту, а правительство, как оказалось, был не гарантировать сохранение демократии. И тогда решили пригласить «величайшего из французов» - де Голля. Де Голль согласился взять власть только при условии, если парламент наделит его чрезвычайными полномочиями и предоставит право на конституционную реформу. 1 июня 1958 парламент удовлетворил его требования. Четвертая республика прекратила свое существование.

Пятая республика. Шарль де Голль

В сентябре 1958 г. на референдуме французы приняли конституцию, разработанную де Голлем. Она предусматривала кардинальное изменение формы государственного правления. Во Франции вводился смешанный, парламентско-президентский режим. Президент наделялся полномочиями главы государства, главы исполнительной власти и главнокомандующего вооруженными силами. Он не только утверждал законы, принятые парламентом, но мог издавать и собственные декреты, которые не нуждались утверждение парламента. Он мог распускать парламент и назначить новые выборы; мог, минуя парламент, поставить законы на прямое принятия народом через референдум. Однако правительство был ответственен не перед президентом, а перед парламентом. Сначала президент избирался коллегией выборщиков, а с 1962 г. он стал избираться всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет.

Для того чтобы обеспечить массовую общественную поддержку де Голлю, его сторонники создали в октябре 1958 г. новую политическую партию - «Союз за новую республику» (ЮНР), что с 1967 г. называлась «Союз демократов за республику» (ЮДР), а с 1976 г. - «Объединение в поддержку республики» (ОПР).

Таким образом, с 1958 г. в политической истории Франции начинается период Пятой республики. В ноябре 1958 г. состоялись выборы в парламент, а в декабре де Голль был избран президентом. Вплоть до 1974 г. голлисты (вместе с независимыми республиканцами) бессменно находились у власти.
Заняв президентский пост, де Голль попытался предложить нации «третий путь», преодолевает крайности коммунистической тоталитарной модели и либеральной демократии англосаксонского образца. Ведущей идеей голлизма стала «национальная величие» Франции. По мнению де Голля, гарантом национальной независимости, единства нации, общественного порядка и справедливости могла стать только мощное государство, находящееся над классами и частными интересами и защищает только общенациональные интересы. В противовес «режима партий» де Голль предлагал возродить «истинную демократию», основанную на суверенитете народа. Все важнейшие вопросы, по его мнению, должны решаться непосредственным народным волеизъявлением - в ходе референдума. Ведущую роль в укреплении государственной власти должен играть глава государства, находящегося над партиями и вне партий. Для обеспечения социальной стабильности в стране предлагалась концепция «ассоциации труда и капитала», призванная преодолеть классовый антагонизм. Эффективным способом необратимого изменения социальной структуры капиталистического общества голлисты считали обеспечения участия рабочих в прибылях и управлении производством.

Во внешней политике генерал де Голль провозгласил курс на укрепление независимости и самостоятельности Франции. Он стал инициатором создания в стране собственного ядерного оружия (в 1960 г. Франция испытала атомную бомбу, а в 1968 г. - водородную).

В 1960 г. де Голль предоставил независимость почти всем африканским колониям, а в 1962 г. была признана независимость Алжира. Итак, Франция перестала быть колониальной империей.

Де Голлю удалось достичь заметных результатов в отношениях с ФРГ. В 1963 г. был подписан франко-германский договор о сотрудничестве. Де Голль одним из первых выдвинул идею «единой Европы». Он понимал ее как «Европу отечеств», в которой каждая страна сохраняла бы свою политическую самостоятельность и национальную самобытность. Стремясь обезопасить Европу от американского влияния, де Голль дважды накладывал вето на прием в ЕЭС верного союзника США - Великобритании. Особенно острые противоречия с США возникли во Франции после начала Вьетнамской войны: де Голль прямо осудил действия американцев. Конфронтация с США привела к тому, что в 1966 г. войска Франции были выведены из-под командования НАТО, а штаб-квартира этой организации из Парижа. Де Голль был инициатором расширения связей с СССР и странами Восточной Европы. Франция стала первой из западных государств, признавшей КНР (1964 г.).

В 60-е годы завершилась модернизация французской экономики. Франция превратилась в современную индустриальную державу с передовой многоотраслевой промышленностью, включая атомную и аэрокосмическую. К середине 60-х годов Франция рассчиталась со всеми своими долгами и снова стала государством-кредитором. Завершилась и модернизация сельского хозяйства. Французское крестьянство превратилось в фермеров, а Франция стала крупнейшим экспортером продовольствия в Западной Европе. Ускорение развития Франции было во многом связано с целенаправленными усилиями государства. Однако многие социальные вопросы оставались нерешенными, что в 1968 году стало причиной острой общественно-политического кризиса.

Майские события 1968 года

В мае 1968 г. в Париже начались выступления студентов, потребовали улучшения условий жизни, перестройки системы образования. Под влиянием левацких элементов начались поджоги и погромы в Латинском квартале столицы. Полиция применила силу, сотни студентов были арестованы. В этот момент студентов поддержали профсоюзы. 13 мая началась всеобщая забастовка, в котором приняли участие более 10 млн. человек. Власть была на некоторое время парализована.

Правительство и предприниматели пошли на уступки. Зарплата повысилась в среднем на 14%, были увеличены отпуска, признавались права профсоюзов на предприятиях. Была проведена реформа высшего образования, которая способствовала ее демократизации. Итак, де Голль добился стабилизации положения. Однако майские события, которые назвали «красным маем», не прошли для него бесследно. Он расценил их как «разрыв контракта с французским народом». Де Голль вынес на всенародное голосование проект административной реформы, заранее объявив, что уйдет в отставку, если этот проект не будет одобрен. Референдум был проведен 27 апреле 1969 г., но предложенный проект не получил поддержки большинства французов. Поэтому на следующий день президент ушел в отставку. В ноябре 1970 г. бывший президент Франции генерал де Голль умер.

Франция в 70-е годы

Период, начавшийся в истории Пятой республики после отставки де Голля, называют периодом «постголлизму». Наследник де Голля - Ж. Помпиду - заявил о продолжении политики голлизма. Однако в политический курс были внесены некоторые коррективы. На смену пафосном лозунгу «величия Франции» Помпиду предложил идею «нового общества», которая предполагала проведение целого ряда социально-экономических реформ. Однако реализовать их в полной мере правительству, что столкнулся с целым рядом трудностей (инфляция, рост безработицы, энергетический кризис) не удалось.

Во внешней политике Помпиду в основном следовал курса, намеченного де Голлем, хотя привнес в него некоторые изменения. Он выступил за расширение отношений с США. Во многих сферах был восстановлен франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество. Однако Франция категорически отказалась вернуться в военную организацию НАТО. Помпиду объявил себя сторонником европейского строительства и высказался за более тесный политический, экономический и финансовый союз западноевропейских государств. В 1972 г. от имени Франции он дал согласие на вступление в ЕЭС Великобритании. Большое внимание Помпиду уделял отношениям с СССР.

В 1974 г. Ж. Помпиду скоропостижно скончался. Среди голлистов произошел раскол, что существенно ослабил их силы. Победу на президентских выборах получил кандидат от консервативной партии «независимых республиканцев» В. Жискар д'Эстен. Он начал свое правление с проведения нескольких реформ, включая снижение избирательного ценза до 18 лет и либерализации законов об образовании. Однако население проявляло недовольство в связи с экономическим спадом и глубокой инфляцией. Жискар д'Эстен решил стимулировать экономический подъем, уменьшив роль государства. Был ликвидирован контроль над ценами на многие товары, а число государственных служащих сокращено. Эти меры, а также склонность президента к авторитаризму в своем поведении породили недовольство французов.

Франция при президенте Ф. Миттерана и Ж. Ширака

На президентских выборах 1981 г. правые были отстранены от власти. Победу на выборах одержал кандидат блока левых сил социалист Ф. Миттеран. Левому блоку удалось победить и на парламентских выборах. Новый президент-социалист занимал свой пост до 1995 г. (в 1988 г. переизбирался).

С первых дней своей деятельности новый парламент принял закон о национализации 18 банков и 5 крупнейших фирм. Вскоре доля государственного сектора в промышленности выросла до 32%, а в кредитной сфере - до 95%. В 19811983 гг был проведен ряд реформ: увеличены заработная плата, пенсии и пособия; сокращен пенсионный возраст; введен налог на большое имущество; расширенное жилищное строительство и т.п.. Эти меры увеличили нагрузку на государственный бюджет, вырос уровень инфляции, что в конечном итоге свело на нет попытки значительно улучшить жизненный уровень населения. Вскоре все это заставило правительство перейти в режим «жесткой экономии».

В 1986 г. Миттеран был вынужден назначить главой правительства голлисты Ж. Ширака. Во внутренней политике произошел поворот к неоконсерватизма. Правительство Ширака пошло путем, проложенным М. Тэтчер в Англии. Были резко сокращены расходы на социальные нужды. Началась денационализация государственного сектора экономики. Были сокращены налоги на доходы и прибыль, на большое имущество, ослаблено государственный влияние на бизнес. Эти меры вызвали волну демонстраций и забастовок трудящихся, теряли свои социальные завоевания. На президентских выборах 1988 г. праве потерпели поражение. Ширак покинул пост премьер-министра.

Новое правительство приостановил процесс денационализации. Однако решить целый ряд неотложных социальных проблем, прежде всего приостановить рост безработицы, правительство так и не смог.

В 1993 г. парламентские выборы снова выиграли праве, а в 1995 г. президентом страны стал лидер неоголлистив Ж. Ширак (в 2002 г. был переизбран на новый срок). Была восстановлена политика приватизации государственной собственности. Одновременно принимались меры по стимулированию производства и увеличения занятости. В центре внимания правительства находилась борьба с инфляцией и дефицитом государственного бюджета.

В 80-90-е годы возросло влияние праворадикального Национального фронта, который возглавил Ж.-М. Ле Пен. Его поддерживает около 15% избирателей. Эта организация превратилась (особенно на юге страны) влиятельную политическую силу.

Лекция добавлена 01.03.2014 в 15:39:27