Феодальное государство и право в странах Востока

 

 

12. 1. Арабский халифат

12. 1. 1. Роль ислама в становлении государства

 Особенностью формирования государственности у арабских племен" была религиозная окраска этого процесса, связанного со становлением новой религии - ислама.

В VII в. арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, находились на стадии разложения родоплеменного строя, имущественной и социальной дифференциации. Племенные вожди и старейшины (шейхи и сайды) захватывают лучшие земли, большинство поголовья скота, превращают свои должности в наследственные. Наиболее глубоко процесс разложения родоплеменных отношений наблюдался в Хиджазе, где жили полуоседлые племена и находились крупные торгово-ремесленные города Мекка и Ясриб (Медина). Именно здесь происходит формирование классового общества и зарождение новой идеологии, исключающей племенную рознь. В городах появляются богатые купцы. Хотя они обособились в привилегированную группу, тем не менее они не порывали свои связи со своими племенными сородичами.

Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632 гг. ). Мухаммед провозгласил необходимость установления культа единого бога Аллаха, объединения всех арабских племен во главе с Пророком - "посланником бога на земле".

Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Но купеческая и племенная верхушка первоначально восприняла иx настороженно, если не враждебно. В 622 г. Мухаммед с группой сторонников был даже вынужден бежать из Мекки в Медину. В 20-30 гг. VII в. происходит трансформация мусульманской общины Медины в государственное образование во главе с Мухаммедом, ставшим духовным и военным предводителем и главным судьей. Созданные военные отряды начали борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено. К этому же периоду завершилась консолидация правящей элиты, из среды которой после смерти Мухаммеда происходило избрание "заместителей пророка" - халифов.

 В VII-VIII вв. арабские племена завоевали огромные территории Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Испанию. На завоеванных землях возникло новое большое государства - Арабский халифат.

 12. 1. 2. Государственный строй

 Своеобразие государственного строя Арабского халифата было обусловлено постулатами ислама о неделимости духовной и светской власти. Глава государства - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Первоначально халифы избирались мусульманской властью, но скоро власть халифа стала наследственной.

При халифе главным советником и главным должностным лицом был визирь, непосредственно руководивший аппаратом управления.

Центральными органами управления были специальные правительственные канцелярии - диваны:

1)Диван-ал-Джунд, контролировал комплектование и оснащение армии, все списки воинов, учет их жалованья и земельных владений.

2)Диван-ал-Харадж, выполнял функции ведомства финансов, контролировал сбор налогов и других податей.

3) Диван-ал-Берид, почтовое ведомство, занималось строительством и поддержанием дорог, колодцев, караван-сараев; доставкой почты и государственных грузов, а также наблюдением за настроениями населения и чиновников на местах.

Территория Халифата была разделена на провинции во главе с военными наместниками - эмирами.

Города и селения провинций управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Очень часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - шейхов.

Судебная власть в Арабском халифате была отделена от администрации. Местные власти не могли вмешиваться в дела судей. Верховным судьей считался халиф. От его имени коллегия авторитетных мусульманских богословов назначала судей (кади). Их полномочия были весьма обширны. Кади разрешали все виды судебных дел, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за тюрьмами, удостоверяли законность землепользования и т. д.

В конце VIII в. крепнущая местная знать начинает тяготиться центральной властью, усиливается сепаратизм регионов. Арабский халифат распадается на ряд независимых эмиратов и султанатов.

 12. 1. 3. Мусульманское право

 Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право - шариат ("праведный путь"), по мере расширения границ государства расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Его важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал не отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный бог - Аллах обеспечивал единый и универсальный правовой порядок.

Источники права

Основными источниками мусульманского права являются:

- Коран - главная священная книга мусульман, включает114 глав, поделенных на~6219 стихов. Однако лишь 500 из них содержат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 из них можно- рассматривать как собственно юридические. Но именно общее содержание Корана определяет общее направление шариата.

- Сунна - сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит предписания семейно-наследственного и судебного права.

- Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне.

- Фетва - письменное заключение отдельных религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

- Кияс - решение правовых дел по аналогии.

- Урф и адаты - правовые обычаи, не противоречившие принципами нормам ислама.

С развитием государства повышалась и роль законов и указов халифа (канунов и фирманов) как источников права.

Вещное право

Мусульманское право выделяло особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это - воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т. п. В собственности правоверных не могли быть и так называемые "нечистые вещи" - вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Особое внимание уделялось классификации земельных прав, среди которых выделяли:

- Хиджаз - земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус, здесь могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться.

- Мульк - категория земель, находившихся в частной собственности.

- Икта - условное земельное держание, выделяемое за службу.

- Вакф - земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него.

Шариат выделял следующие способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на 3 части. 13 переходила в собственность добытчика, 13 - государству, 13 - церкви (мечетям и т. п. ).

Обязательства

Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было. Он мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность соблюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых из оборота, "нечистых" или с безнравственными целями, считались недействительными.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества.

Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей. При обнаружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое распространение караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.

Семейное и наследственное право

Мусульманская религия рассматривает безбрачие как нежелательное состояние, а сам брак - как священную обязанность мусульманина. Брак заключался в форме договора. Формально для его заключения необходимо согласие всех, в том числе жениха и невесты, но считалось, что волю детей могут выразить родители, а на практике воля невесты часто не учитывалась. Необходимым условием брака была уплата женихом выкупа за невесту. Браки с иноверцами, отступниками от ислама не допускались. Однако мусульманин мог взять в жены женщину другой религии, поскольку предполагалось, что он обратит ее в свою веру.

Коран позволял мужчине иметь четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Но муж должен был предоставить каждой имущество, одежду, жилище соответственно своему социальному статусу. Это могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Брак носил патриархальный характер, строился на господстве мужчины. Он управлял имуществом семьи, нес расходы по дому. Он же осуществлял отцовскую власть над детьми. Жена вела домашнее хозяйство.

Шариат допускал расторжение брака, причем количество разводов и последующих браков не регламентировалось. Развод для мужчины был свободен, жена могла требовать развода только через суд и по исчерпывающему перечню оснований: жестокое обращение с женой, невыделение средств, неисполнение супружеских обязанностей.

В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество. После развода женщина оставалась на 2-3 месяца в доме бывшего мужа, чтобы определить, не беременна ли она, т. к. ребенок должен был остаться в доме отца.

Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Завещать могли только в пользу законных наследников и не более 13 имущества, при наследовании по закону женщины получали долю вдвое меньшую чем мужчины. Особенностью мусульманского права было то, что обязательства не передавались по наследству. Из имущества умершего выделялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а затем наследники вступали в свои права.

Уголовное право и судебный процесс

Мусульманское право, хотя и определяется "божественным откровением", исходит из деятельности людей, не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жизни. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматривался не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие.

Отсюда мусульманское право действия каждого лица определяло как:

1)строго обязательные;

2)желательные;

3) разрешаемые;

4)нежелательные, но ненаказуемые;

5)запрещенные и строго наказуемые.

Главные ценности, на которые была направлена защита ислама: религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность. И в зависимости от посягательства на них все преступления делились на три группы.

1. Преступления против основ религии и государства, за которые следуют строго определенные наказания - хадд. Они трактовались как посягательство на "права Аллаха" и не подлежали Прощению. Сюда относились отступничество от ислама, бунт, сопротивление государственным властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние и ложное обвинение в нем.

2. Преступление против отдельных лиц, за которые назначены определенные наказания - киас. Это убийства (умышленное и неумышленное), телесные повреждения. Для определения наказания здесь использовался принцип талиона. Однако кровную месть можно было заменить выкупом, если родственники убитого прощали виновного.

3. Правонарушения, наказания за которые строго не установлены и меру наказания (тазир) избирал суд. Например: оскорбления, хулиганство, обмеривание, обвешивание, азартные игры и т. п. -

В качестве наказаний применялись смертная казнь, телесные и членовредительские наказания, тюремное заключение, штрафы и конфискации, позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму и т. д. ), ссылка и высылка из страны.

Судебный процесс носил" обвинительный характер. Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично могли присутствовать все желающие. Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные решения письменно фиксировались. Основными доказательствами были признания, показания свидетелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение должно было быть принято на одном заседании и не могло быть перенесено на следующий день. Судья не занимался сбором доказательств, а лишь оценивал представленные. Достаточными свидетельствами были показания двух свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинчатое доказательство. Обжалование приговора не применялось, однако судья мог изменить решение, если становились известными какие-либо новые обстоятельства дела.

 12. 2. Средневековая Индия

 12. 2. 1. Особенности развития государства и права

 Средневековая Индия была политически раздроблена. Многочисленные княжества вели бесконечные междоусобные войны. Некоторым правителям удавалось объединять определенную часть у территории Индии под своей властью, но это были кратковременные периоды. Так, империя Харши, возникшая в VII в. , просуществовала всего 40 лет.

На рубеже XII-XIII вв. территория Северной Индии попадает под контроль мусульманских завоевателей, и они образуют здесь Делийский, султанат (1206-1526 гг. ), на смену которому пришла империя Великих Моголов (1526-1707 гг. ).

Социальное, политическое и правовое развитие Индии в этот период происходит под широким совместным воздействием традиционных религий: ислама и индуизма. (О мусульманском праве см. Арабский халифат).

 12. 2. 2. Индусское право

 Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму, поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодным Богу; артха - учит как разбогатеть и специальному искусству руководить; кама - учит удовольствиям.

Индуизм признает за дхармой ее стержень, - комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

Дхармы изложены в специальных трактатах - дхармашастрах. От дхармашастр неотделимы и нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармащастр. Цель нибандхаз - разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить явные противоречия между ними.

 12.8. 3. Китай

 12. 3. 1. Государственный строй

 Китайское средневековое государство продолжало оставаться типичной восточной деспотией. Во главе системы государственного управления стоял император, который сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Престол наследовал старший сын, остальные сыновья получали уделы - княжества, земли которых_ считались их собственностью. При императоре существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых -выделялись два канцлера - левый (старший) и правый (младший). Каждый из них ведал тремя из шести ведомств: чинов, обрядов, налогов, военного, судебного и общественных работ.

Ведомство чинов осуществляло контроль за кадровым составом гражданских служащих, решало вопросы их назначения, перемещения, отстранения от должности. Ведомство обрядов заведовало церемониями и обрядами, возвеличивающими императорскую власть, и религиозными жертвоприношениями. Ведомство налогов вело учет населения, сельскохозяйственных земель, определяло размеры налогообложения и отвечало за их сбор налогов. Военное ведомство ведало кадровым составом армии, ее снабжением и почтовой службой. Судебное ведомство контролировало правосудие на всей территории империи. Автономное положение в системе органов власти занимало контрольно-ревизионное ведомство, так называемый цензорат. Страна была разделена на провинции, в которых действовала триада управленческих органов: административные, военные и контрольно-ревизионные. Низовой единицей была деревенская община, где сохранилось местное самоуправление и круговая порука.

 12. 3. 2. Источники права

 В основе права Китая были традиционные идеи Конфуция, выступавшего за приоритет морали над законом, и легизма, провозглашавшие жесткое законодательное регулирование государством всех сторон жизни. Их симбиоз стал основой т. н. "официального конфуцианства".

Развитие права в феодальном Китае проходило по линии развития уголовного, административного, налогового законодательства. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, сводов законов. Начиная с династии Хань в их содержании начинает выделяться ядро традиционно-правовых норм (люй) и вновь установленные нормы (лин). Со временем термином люй стали обозначать нормы уголовного права, а лин - административного. Наиболее известные своды законов Средневекового Китая: "Свод законов династии Тан" (VII в. ); Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов" X в. ; "Свод законов, из 900 статей" XI в. и "Свод законов династии Мин"XIV в.

12. 3. 3. Регулирование имущественных отношений

 В Китае не была создана система частного права. Правовые нормы, регулирующие имущественные, обязательственные отношения, включались в законодательство главным образом в связи с нормами уголовного и административного права или регулировались обычным правом.

Китайское право знало деление вещей на движимые и недвижимые. При этом строение рассматривалось как самостоятельная от земли недвижимая собственность, право на которую могло принадлежать и не собственнику. Не существовало института приобретательской давности в отношении земельной собственности.

В средневековом Китае имели место, государственная и частная земельная собственность. Общинное землевладение было уничтожено еще в древности. Однако продолжала существовать неразделенная семейная и родовая собственность. Особый вид представляла собой собственность и буддийских общин. Существовала также особая категория частных дворцовых земель, куда относилась собственность на недра. Для Китая была характерна развитая общегосударственная система регистрации землевладения.

В обязательственном праве Китая основное место отводилось соглашению сторон как основанию возникновения обязательств. Китайское право проводило различия между договором займа и ссуды. В качестве последнего рассматривалась передача индивидуально-определенной вещи в пользование, невозврат которой расценивался как уголовное преступление. По займам было ограничение - величина процентов не могла превышать сумму долга. Заем мог обеспечиваться залогом, но пользоваться залогом кредитор не имел права, даже в случае просрочки долга.

Большое внимание в китайском праве уделялось также купле-продаже. Различалась купля-продажа обычных вещей и земли, рабов, скота. Сделки купли-продажи требовали обязательного составления купчей, а сделки с землей, рабами и скотом - государственный регистрации. На торговлю рядом товаров (чай, соль и др. ) существовала государственная монополия.

 12. 3. 4. Семейное и наследственное право

 Семья и брак в феодальном Китае строились на патриархальных началах. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи и культу предков. Брак заключался как соглашение между семьями жениха и невесты. Согласия самих жениха и невесты не требовалось, но согласие отцов было обязательным. Брачный возраст для юношей был установлен с 15-16 лет, для девушек - 14-15 лет. Запрещались браки с рабами, между лицами с одинаковой фамилией, между представителями некоторых сословий.

Брак можно было расторгнуть по обоюдному соглашению супругов либо по инициативе одного из них. Мужчина мог подать на развод в случае бесплодия жены ее распутства, непочтения к мужу и его родителям, склонности к воровству, болтливости, завистливости и подозрительного характера и т. д. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более 3-х месяцев, принуждал к аморальному поведению или продавал в рабство.

Наследование осуществлялось по закону и носило универсальный характер, т. е. наследовались и долги. По наследству могли передаваться титул и должность. Дочери наследовали половину доли братьев. Замужние дочери к наследованию не допускались.

 12. 3. 5. Уголовное право и судебный процесс

 Нормы уголовного права занимали главенствующее место в правовой системе средневекового Китая. Субъектом преступления могли быть как свободные, так и рабы. При квалификации преступлений учитывались умысел и неосторожность. Институт необходимой обороны еще не был известен, но ближайшие родственники, защищавшие от нападения отца, мать, деда, бабку, освобождались от наказания. Также не рассматривалось как преступление укрывательство членов семьи.

В уголовном праве Китая сложилось деление преступлений на "10 зол", в зависимости от общественной опасности. К первым трем относились преступления против императора, заговор о мятеже, бунт, измена, В эти понятия включался обширный круг преступных деяний, в том числе оскорбление императора, посягательство на его жизнь и жизнь членов его семьи, попытки разрушить или разрушение храма предков императора.

"Неподчинением" или "непокорством" называлось особое зло - преступление против кровных родственников. К их числу относились, например, избиение деда, бабки, родителей, или умысел убить их и пр.

Особое зло связывалось с преступлениями против старших в семье, с выражением сыновней непочтительности. Сюда относились донос на бабку, деда, родителей, их оскорбление, выделение из семьи и раздел имущества при жизни деда, бабки, родителей без их согласия, вступление в брак во время ношения траура.

В качестве особого зла выделялись преступления, включаемые в категорию крайне несправедливых, порочных, противоречащих естественному порядку - убийство в одной семье трех человек "за вину не смертную", убийство с расчленением трупа, с помощью яда и чародейства.

"Несправедливость", "неправедность" как особое зло связывалось с нарушением особых социальных норм. Это - убийство своего начальника или учителя, "невыражение женой печали" при получении ею известия о смерти мужа. "Великим пренебрежением" или выражением "великого непочтения" называлось такое зло, как кража вещей из жертвенника или из дворца, особенно "государевой печати". Особую категорию преступлений составляло зло кровосмесительных половых связей - "кровное возмущение или блуд с родственницей или наложницей своего деда, отца".

Преступления, входящие в 10 зол, не могли быть прощены. Исключения по цинскому законодательству касались лишь "вельмож старинного рода и лиц, находящихся у государя в милости", дворян, чьи имена были занесены в почетную книгу за воинские доблести, ученых людей, "чьи поступки за образцы, а слова за законы почитаются в обществе". За участие в бунте, за измену ответственность нес не только преступник, но и его родственники, которым "рубили головы", кроме малолетних (до 7 лет) и женщин. Последних отдавали в рабство.

Казнили также разбойников и грабителей. Выделялся особый состав преступления - кража людей, особенно женщин, с целью продажи в увеселительные заведения. Если несколько членов большой неразделенной семьи совершали грабеж, главарем признавался глава семьи вне зависимости от степени его участия в преступлении. Остальные рассматривались соучастниками. Кража среди родственников не считалась тяжким преступлением. Феодальное право различало кражу и грабеж. Сурово наказывалась супружеская измена жены.

Характерной чертой уголовного права средневекового Китая было наличие в нем большого круга должностных преступлений к которым относились и служебные ошибки. При этом не проводилось четкой грани между преступлением и административным проступком. Ужесточалась мера наказания начальника при сознательном попустительстве беззаконию, творимому его подчиненными. Корыстный мотив в действиях чиновников также отягчал вину. Строго преследовались государством различные злоупотребления и ошибки при составлении списков налогоплательщиков.

Наказание рассматривалось в свете буддийской концепции воздаяния, отмщения, расплаты. Считалось, что несправедливость должна влечь за собой возмездие, которое совершается либо над преступником, либо над его родственниками. Кара предполагала не только физические мучения, но и нравственные страдания для преступника.

Наказания делились на основные, дополнительные и заменяющие. К основным наказаниям относились каторга, битье палками и плетьми, ссылка, смертная казнь. Среди прочих видов наказаний применялось клеймение, отрубание пальцев, отсечение рук, оскопление, истребление рода, ссылка в провинцию для отлова диких животных. Кроме того, предусматривались различные виды штрафов, конфискация имущества в пользу казны, продажа в рабство. Рабы за совершенные ими преступления не наказывались ссылкой и каторжными работами. Казенным рабам наказание ссылкой заменялось 200 ударами плетью.

Основное наказание "средней тяжести" (каторга, ссылка) при применении к привилегированным членам общества могло заменяться потерей должности, ранга, титула. Чем больше было титулов, чем выше ранг, тем больше существовало возможностей погасить основное наказание. В случае серьезных преступлений, когда титулов и рангов не хватало, оставшаяся часть наказания погашалась штрафом. Наказанный чиновник мог быть восстановлен через определенный срок в должности, но в пониженном ранге. Система заменяющих наказаний была социальной привилегией феодалов.

 12. 4. Япония

 12. 4. 1. Государственный строй

 Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китай.

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов появляется родовая аристократий, развивается имущественное и социальное неравенство.

С IV в. в Японии образуются племенные союзы, a в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своей властью большую часть страны.

В VI в. появляется первый законодательный документ - Закон из 17 статей (Конституция Сётоку), определивший принципы государственного управления.

Однако окончательное утверждение централизованного управления произошло в эпоху Тайка после 645 г.

В этот период вся земля в Японии была объявлена государственной собственностью которая распределялась среди населения в зависимости от "ранга" и числа едоков. За предоставленную землю. крестьянство выплачивало государству налог зерном и ремесленными изделиями, а также несло трудовую повинность до 100 дней в году. Периодически, раз в шесть лет, государство проводило перераспределение земель.

Однако такая система оказалась экономически неэффективной и недолговечной. С IX в. в Японии развивается система сениории (сё) -неприкосновенное владение, освобожденное от налогов. Вскоре она превращается в феодальное владение с суверенной судебной властью, в рамках которого начинает развиваться система вассальных связей. Появляется слой профессиональных воинов, состоявших на службе крупных землевладельцев и получавших земли в качестве вознаграждения за службу.

Со временем они оформляются в замкнутое сословие самураев (букэ) со своим кодексом чести, основанном на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

Государственный строй. Реформы Тайка знаменовали утверждение раннефеодальной монархии в Японии. Во главе государства стоял император, власть которого передавалась по наследству. При императоре существовал Государственный совет, разрабатывавший общие направления государственной политики. Структура государственного аппарата в значительной мере копировала систему управления Китая.

В XII в. развитие системы сениории приводит к изменению системы управления и установлению феодального режима, своеобразной военно-феодальной диктатуры - сёгуната. Император был лишен реальной власти - она перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственная власть сосредоточивалась в руках сегуна, которым становился представитель наиболее сильного феодального рода. При сегуне существовал круг советников(редзю), которые составляли непосредственное правительство (бакуфу).

В XVI веке Япония встает на путь самоизоляции, опасаясь распространения христианства, поскольку оно подрывало синтоистскую религию - идеологическую опору императорской власти.

 12. 4. 2. Источники права. Основные черты права

 Для раннефеодального права Японии было характерно преобладание норм обычного права. Первые записи правовых норм, как конституция Сётоку 604 г. , носили характер наставлений, моральных заветов своим чиновникам. Введение в VII в. надельной системы и деления общества на ранги привело к появлению законодательных кодексов (рицу-ре). Эти сборники включали нормы уголовного (рицу) и административного (ре) характера.

В XVI в. , после введения в Японии структуры населения, основанной на жесткой иерархии, исключается сама мысль о правах низших в отношении высших слоев населения. Между представителями феодальных групп отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств. И тем более она отрицалась между помещиками и земледельцами.

Существовал целый комплекс норм (гири), регулирующих поведение людей во всех случаях жизни. Эти нормы, правила поведения, заменяли собой право, а иногда и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось позором.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:14:59