Древний Вавилон

 

 2.1. Источники знаний о государстве и праве Древнего Вавилона

Народы Двуречья обладали развитой материальной культурой и письменностью (клинописью), которые благодаря археологическим находкам стали известны современным исследователям. Тексты, высеченные на камне, а также сделанные на глиняных табличках, позволяют судить о государственном строе, социальной структуре населения, правоотношениях в обществе. Среди них большое количество документов как частного, так и государственного, политического характера. Выделим лишь наиболее известные из них. Это - сказание о Гильгамеше, изложение "реформ" Урукагины,. правителя Лагаша, законы царя Ур-Намму из города Ура, законы Липит-Иштара, правителя царства Исин, законы царя Билаламы царства Эшнунны, Среднеассирийские законы и один из самых значительных памятников Древнего мира - законы царя Хаммурапи.

2.2. Зарождение государственности на территории Двуречья

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале КГ тысячелетия до н.э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шу-меоы. Вистории Шумера видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Источники дают сведения о довольно ранних сношениях шумеров с пастушескими семитскими племенами, которые затем появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.

Самым древним из городов, основанных семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное значение которого росло начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон Затмил всё остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVHI в до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой Вавилонской империи. После смерти Хаммурапи (1750 г. до н.э.) царство Вавилонское утрачивает свое могущество. В XV! в. Вавилон подвергся нападению касситов, господство которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение Вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Нововавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была завоевана персами.

 2.3. Государственный строй Вавилонского государства

Наиболее ранней формой государственной организации в Месопотамии были города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родоплеменной организации, присущие данному периоду, выра жались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.

Со временем власть правителей приобретала наследственный характер, а административный аппарат и сам царь стали олицетворять единство обширных территорий. Усилению централизаторских тенденций способствовало представление о божественном характере власти, якобы ниспосланной богами царям. Наибольшей концентрации царская власть достигла в Древнем Вавилоне.

Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная И верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.    .

Страна была разделена на области, управление которыми осуществляли царские чиновники (шакканиккум); во главе больших городов стояли наместники царя. Они отвечали за сбор налогов, за поддержание порядка и созыв ополчения, контролировали общинную администрацию. Органы общинного самоуправления, хотя их функции были значительно урезаны, осуществляли некоторые административные, финансовые и судебные полномочия.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и прёйители местности. Почти повсеместно они могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Определенное значение сохраняли общинные и храмовые суды, Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он имел право помилования, рассматривая жалобы на злоупотребление судей и отказ в правосудии.

 2.4. Социальная структура общества

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. 

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба,  половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина, над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных, и неполноправных. Полноправные свободные граждане ("авилум"-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане, в свою очередь, не были однородным сословием.. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммуpanи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Авилум не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина: В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина получал его земельный надел.     

Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкенум" (покорные). Вопрос о "мушкенум" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Членовредительство, нанесенное "мужу", каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, -30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкенум", это - жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой -вольноотпущенники.

Наряду .с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"; функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

 2.5. Законы Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На верху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя. Это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалий.

          2.6. Право собственности.

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые,, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю,, чему в немалой степени способствовало расширение Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше. Воинский надел, выделенный царем, полностью исключался из торгового оборота, а всякая сделка с таким имуществом считалась недействительной.

Дворцовое имущество, передаваемое за службу жрецу, могло быть продано "за серебро", но на покупателя при этом переходили обязанности службы.

 2.7. Обязательства

Для законов Хаммурапи характерна глубокая проработка норм, регулирующих Обязательственные отношения. Основаниями для возникновения обязательств были договор и причинение вреда.

В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля.

Законы Хаммурапи упоминают также различные виды имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно подробно регулировался договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление  ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа.

 2.8. Семья и брак.

Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Жених вносил задаток (брачный дар), который терял в случае отказа от свадьбы. Если отец невесты не выполнял условий, то он возвращал задаток в двойном размере.

Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна.        

Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.                                                  

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

 2.9. Уголовное право и судебный процесс

Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными; ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится); к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таким же, образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовре-дительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов законы называют преступными действиями. Как отличное от кражи преступление законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть. 

Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Основным видом наказаний является смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания применялись свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 01:57:54