Древний Рим

 

Древний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств -оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации.

 6. 1.  Источники знаний о государстве и праве

Источниками знаний о государстве и праве Древнего Рима являются дошедшие до нас памятники законодательства (законы 12  таблиц, Кодекс ФерДосия, Кодекс Юстиниана и др.); сочинения римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана и др.); историков (Тита Ливия, Тацита, Авла Гелия, Флавия и др.), философов и ораторов (Цицерона, Сенеки и др.), писателей (Плавта, Теренция и др.), а также многочисленные документы частного характера (папирусы, эпитафии и  т.д.).

 6. 2.   Возникновение  государства

. Историческая традиция связывает основание города Рима, а значит, и Римского государства Ромулом и Ремом с 753 г. до н.э.

Население городе[составили две основные группы: патриции и плебеи. Первые были полноправными гражданами. Они составляли три племени. Каждое племя состояло из 100 родов, каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали народное собрание римской общины - куриатные комиции. Оно принимало или отвергало предложенные законопроекты, избирало высших должностных лиц, объявляло войны, было высшей судебной инстанцией. Совет старейшин - сенат, состоящий из представителей 300 родов, вырабатывал законопроекты, заключал мир, руководил непосредственным управлением.

Военное предводительство, верховное жречество и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли "рексом".

Плебеи были лично свободны, занимались ремеслом, торговлей, земледелием, несли наравне с патрициями военную службу и платили налоги. Но были устранены от участия в управлении и не имели права на землю. Это вызвало глубокие социально-политические конфликты и длительную борьбу плебеев за равноправие.

 6. 3.  Реформы Сервия Туллия

Одним из важнейших этапов этой борьбы стали реформы рекса Сервия Туллия (приблизительно VI в. до н.э.), в результате которых старый родовой строй потерял свое значение, а в основу организации общества были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на 5 имущественных разрядов. Кроме того, из первого разряда выделялась специальная категория граждан - всадники, обладавшие особо крупными состояниями.

Каждый разряд выставлял определенное количество воинов, объединенных в центурии (сотни). Центурии были не только военной, но и политической единицей, т.к. народные собрания стали созываться по центуриям.         

Кроме того, в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских округов, которые назывались трибы. В них входили как патриции, так и плебеи. Трибы имели самоуправление и некоторые политические права (трибутные комиции).  »

Хотя реформы Сервия Туллия и допускали плебеев к участию в народных собраниях, но не ликвидировали всех ограничений. Потребовалось еще два века борьбы за уравнение их в правах с патрициями. Важнейшими этапами этой борьбы стали: учреждение в 494 г. до н.э. должности плебейского (народного) трибуна. Избираемые плебеями 10 трибунов не участвовали в управлении, но могли наложить вето на распоряжение любого должностного лица. В 451-450 гг. до н.э. издаются законы XII таблиц, что ограничивает возможность произвольной трактовки права патрицианскими магистратами. В 367 г. до н.э. было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев. А в 287 г. до н.э. постановления плебейских собраний получили силу закона наравне с постановлениями народных собраний.

В 509 г. до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого устанавливается республика.

В Римской республике существовали три вида народных собраний -центуриантные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания. В их компетенцию входило принятие законов, избрание высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров, объявление войны, апелляция на смертные приговоры.

Трибутные собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и т.д.), плебейских трибунов, рассматривали апелляции по штрафным санкциям.

Куриатные собрания после реформы Сервия Туллия потеряли свое значение и были заменены собранием тридцати представителей курий - ликторов, которые формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, которые определяли вопросы, подлежащие решению, могли прекратить или перенести собрание.

Важную роль играл сенат. Его компетенция была обширной Сенат контролировал законодательную деятельность и избрание должностных лиц народными собраниями, первоначально утверждая уже принятые решения, а с III в. до н.э. выражая предварительное согласие. К компетенции сената относились вопросы налогообложения и государственные расходы .постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу вопросы внешней политики, заключение мира, набор в армию и распределение легионов между командующими. В чрезвычайных обстоятельствах сенат мог установить диктатуру.

Государственные должности в Риме получили название магистратуры. В период республики основными принципами замещения магистратур были: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответетвенность.

Возглавляли систему магистратур консулы, которые обладали высшей военной властью, созывали сенат и народные собрания, могли издавать приказы и принуждать к их исполнении?, имели право суда и вынесения смертных приговоров, которые могли быть обжалованы.

Второй по значению магистратурой были преторы, в чьи функции входило управление городом и руководство судопроизводством. Преторы, обладая правом издавать общеобязательные распоряжения, стали толкователями и творцами права.

Плебейские (народные) трибуны первоначально должны были защищать плебеев от произвола патрицианских магистров, затем стали выполнять функции блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. Они имели лраво налагать запрет (вето) на распоряжение магистратов и выдвигать законопроекты во все виды народных собраний.

Все магистраты избирались сроком на 1 год. В чрезвычайных ситуациях сенат мог назначить диктатора. Это была экстраординарная магистратура. Диктатор обладал высшей военной, гражданской и судебной властью, которая не могла быть ограничена вето, его распоряжения обжалованию не подлежали, и он не мог быть привлечен к ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Но в период кризиса-республики возникали и бессрочные диктатуры - Суллы, Цезаря и др.

Важную роль играла коллегия цензоров, которая избиралась на 5 лет. Цензоры распределяли граждан по центуриям в зависимости от имущественного ценза, составляли списки сенаторов, следили за нравственностью.

Успешная завоевательная политика, расширение территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений приводят к обострению классовых и социальных противоречий, ставят серьезные проблемы управления государством. Становится очевидным, что старое политическое устройство не способно справиться с возникшими проблемами. Римская республика вступает в период кризиса. Серия гражданских войн и военно-диктаторских режимов в I в. до н.э. приводит к падению республики в Риме и началу нового периода в истории Римского государства - периода империи.

Период империи принято делить на два этапа: принципат (I в. до н.э. — Ш в. н.Э;) и доминат (III -V вв. н.э.). В период принципата сохраняется видимость собрания, сенат и магистратуры. Но реальная власть сосредоточивается в руках императора - принцепса ("первого сенатора"). Он командует армией, заключает мир и объявляет войну, руководит внешней политикой, ему принадлежит право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он комплектует сенат. Ни

один из магистров не решает чего-либо без доклада императору. Сенат формально получает статус законодательного органа, поскольку компетенция народных собраний ограничена делами города Рима. Его постановления - "сенатус-консульты" - получают силу закона. Но все законопроекты исходили от императора.

Императорский двор становится средоточием высших учреждений государства.   

Доминат. В конце III в. н.э. с приходом к власти императора Диоклетиана в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). Сенат превращается в городской совет, а магистраты - в муниципальных чиновников. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких ведомств, руководимых назначенными императором сановниками. Наибольшее значение среди них имели государственный со вет - консисторий и финансовое ведомство.

Верховная власть в государстве в период домината принадлежала целиком и полностью одному лицу. Вместо титула "princeps'' появляется титул "dominus", т.е. владыка. Внешним признаком императорского звания становится диадема, а затем корона. При императорском дворе вводится пышный церемониал. Особа императора обожествляется. Он становится единственным источником права, при этом сам абсолютно никак не связан законом. Все жители именуются теперь не "граждане" (cives), а "подданные" (subjecti).

Государственный аппарат приобретает централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношения к особе императора, именуются "officia". Чиновники назначаются или утверждаются императором сроком на 1 год. Должности подразделяются на придворные, гражданские и военные. Складывается иерархия чинов. Высшим чиновникам присваиваются почетные титулы: "сиятельных" (illustres), "великолепных" (spestabilis), "светлейших" (clarissimi).

При императоре Диоклетиане происходит раздел империи на западную и восточную части, которые с 395 г. н.э. окончательно оформляются в самостоятельные, хотя и связанные одной правящей династией, государства. Формальной датой падения Римской империи считается 476 г. н.э., когда вождь германских наемников Одоакр сверг последнего западно-римского императора и стал править Италией как король.

 6. 4.  Социальная структура населения

Основным социальным делением Рима было деление на свободных и рабов (сервов). Рабы были государственными и частновладельческими. Основными источниками рабства были военный плен, работорговля, а также самопродажа в рабство. Раб полностью принадлежал хозяину, как и все, что он производил.

Свободное население Рима делилось на граждан, латинов и пе-регринов. Полную правоспособность имели только свободнорожденные римские граждане. Вольноотпущенники, которые тоже могли быть римскими гражданами, были ограничены рядом политических и частных прав, оставаясь в определенной зависимости (клиентеле) от своих бывших хозяев (патронов).

Латинами называли жителей Италии, не входящих в римскую общину. Они были лишены политических прав, в некоторых случаях не могли вступать в брак с римскими гражданами. Но признавались их имущественные права и права на Судебную защиту. В I в. до н.э. после -союзнических войн латины и римские граждане были уравнены в своих правах.   

Перегринами называли иностранцев, а также жителей римских провинций, не обладавших ни римской, ни латинской правоспособностью. Поскольку они не могли пользоваться нормами римского права, был выработан специальный комплекс норм - право народов, а для защиты имущественных прав была учреждена должность перегринско-го претора: В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римских граждан всем жителям римских провинций.

На правовое положение римского гражданина большое влияние оказывало его семейное положение. Если он был главой семейства -домовладыкой, то он был "лицом своего права", самостоятельно пользовался всем комплексом частных прав. Все остальные члены семьи считались подвластными - "лицами чужого права", т.е. могли реализовать свои права лишь с разрешения домовладыки.

Во H-IH в. н.э. в Римской империи получает распространение колонат. Колонами назывались крестьяне-арендаторы, лишенные права покидать свои земельные участки без разрешения собственника и государства.

6. 5.  Этапы развития римского права

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития.

Существует несколько научных периодизаций истории римского права античной эпохи. В западноевропейской юридической науке под влиянием работ Э. Гиббона и Г. Гуго принято деление на 4 периода, выделяя главным образом роль источников права. В российской романистике с середины XIX господствовала трехзвенная структура, разработаннаяK.A. Неволиным, связанная с историей римского государства: царский, республиканский, императорский.

В современной романистике наиболее распространено выделение в римском праве четырех периодов, связанных с античностью.

Первый период (VIII - 111 в. до н.э.) -начальный период формирования римского права. В этот период право существует только в рамках патриархальной римской общины и только для ее членов, неразрывно связано с юридической практикой жрецов - понтификов, пронизано сакральным, формально-консервативным началом. Поскольку оно применимо только к членам общины (cives), право именуется цивильным (ius civile) или квиритским.

Второй период (III-II в. до н.э.) - предклассический переходный период, когда закладывались предпосылки будущего подъема юриспруденции.                            .'•.,.-,

Третий период (I в. до н.э. - III в. н.э.) - классический, когда римское право достигает наивысшего развития. Наблюдается подъем юриспруденции, формирование универсальности норм, разработки большинства юридических понятий.

Четвертый период (IV-VI в. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с систематизацией и кодификацией права. Наибольшую известность получили кодификации Юстиниана.

 6. 6.  Законы XII таблиц. Общая характеристика

Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц.

Мы уже упомянули, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э\ (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме. • Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вбвсе не касались государственного права. Начиная с IV-1II вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода. Достоверно, что все первые века Римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые ^гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Ограничением количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га> и пасти На общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа - рее манципи и рес нек манципи. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. -требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление 6 переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов ..." (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии пяти свидетелей, весодер-жателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с* ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр

В принципе, собственник осуществлял полное и исключительноегосподство над вещью. Однако уже законы, XII таблиц предполагалинекоторые ограничения, т.н.сервитуты, то, есть право пользованиячужой вещью в определенном хозяйственном отношении.                                                                                                          Ч

Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор, выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н,э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.      *

Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения; две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную, власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать всюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману", то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - "сине ману" -:женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном 60аке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. G течением времени именно браку "синё ману* было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Специфической особенностью брака сине ману* было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.    

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены -только в браке "сине ману".

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как эТо было при отце.       

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить* некоторое внимание римскому судебному процессу указанной Поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, .выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства» если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 02:01:37