Древний Китай

 

4. 1. Периодизация истории государства и права

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии: 1) Инь (Шан) XV!-XI вв. до н.э.; 2) Чжоу - XI в. до н.э. - III в. дон.э.;.-_ 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207г, до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс складывания государства.

Государственный строй первого Древнекитайского государства с • течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие -судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.

Высшую ступень социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.   ,

Основную часть населения составляли свободные общинники, В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе -"колодезных полей": Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Част: ные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани'• Рабы я козел находились на положении скота: Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В XII веке государство Инь (Шан) переживает глубокий кризис. В то же время укрепляет свои силы одно из племён - Чжоу, - находившееся

под контролем государства Шан. В 1076 г. до н.э. племена Чжоу нанесли > поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство,

основанное племенами Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и "воюющих царств", которые последовательно сменяли друг друга.                ч

Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана). Вся территория сфаны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало.

В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно п0евращаются в частную собственность, которую можно было отчужДать, сдавать в аренду, закладывать. Для земледельцев продолжали сохранять свое значение община и общинное землепользование. Но в период "воюющих царств" происходит разрушение системы "колодезных полей" и идет дальнейшее укрепление индивидуального землевладения.

В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится царство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна - сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 207 г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце Г в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9 г. н.э. Ван Май провозгласил себя императором.

Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановили систему общинного землевладения, была запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам; проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. .

Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. 

4. 2. Основные черты права

Правовая система Древнего Китая развивалась под воздействием двух противоборствующих 'философских учений: конфуцианства и легизма (фацзя).

Общей чертой этих учений была их политическая направленность, стремление организовать китайское общество на "рациональных" и справедливых принципах. Однако каждая из школ понимала эти принципы по-своему.  

 4. 2. 1. Конфуцианство       

Основателем этого учения был великий китайский мыслитель Конфуций, живший в VI-V вв. до н.э. Одним из основных положений конфуцианства была идея гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Важнейшим элементом гармонии были отношения между людьми, их поведение, которое должно было соответствовать "естественному порядку", т.е. морали и добродетели.

Конфуцианство отводило первостепенную роль в поддержании порядка нормам морали,  а не закону. Следование традициям соблюдения "меры" во всем должно было, по их мнению, побуждать человека к уступкам и компромиссам. В основе отношений в обществе должен быть принцип "сяо* - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих начальников. Само же общество Конфуций рассматривал как большую семью, где правитель играет роль главы.

 4. 2. 2. Легисты

Оформление легизма относят к V1I-V вв. до н.э. Одним из основателей этого течения считается Гуань Чжэнь, который впервые выделил концепцию управления страной на основе закона, строго исполняемого всеми: правителем, чиновником, простолюдином. Окончательное оформление легизма происходит в III в. да н.э. и связано прежде всего с именем Шан Яна. Шан Ян считал невозможным существование людей вне рамок жесточайших наказаний, считал обязательным применение превентивных мер и существование коллективной ответственности, поскольку они обеспечивают "хорошее управление". Основой общества он считал абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного и не подлежащего обсуждению закона руководит жизнью подданных. Малейшее нарушение приказов царя должно жестоко караться. Встав во главе Циньской империи, легисты попытались насильственно организовать общество по своим принципам. По преданию, циньский император Шихуанди в 213 г. до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги и умертвить несколько сот ученых-конфуцианцев.

В последующий период происходит слияние легизма и конфуцианства в так называемое ортодоксальное конфуцианство. В основе этого учения лежала идея неравенства людей в силу социальных, сословных, ранговых различий, положения в семье, пола, возраста. Незыблемость этих различий должна поддерживать тщательная регламентация поведения людей в обществе и семье официальным ритуалом и жесткими моральными нормами "ли". Отказ от их соблюдения сурово карался законом "фа", который отождествлялся с уголовной и административной нормой.

 4. 3.  Источники права

Согласно исторической традиции, первые писаные законы появились в государстве Шан, а уже в X в. до н.э. в период Чжоу существовал уголовный кодекс, включающий порядка трех тысяч статей. Однако достоверные сведения о писаном праве относятся к VI-V вв. до н.э. Наиболее известны из них "Обозрение законов" 536 г. до н.э., "Книга законов, царства Вэй" и другие.

 4. 3. 1.  Собственность и обязательства

Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме; кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того, были известны договоры дарения, аренды земли, личного найма и др.

4. 3. 2.  Брак и семья

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца. Брак заключался в виде договора между женихом {или его семьей) и семьей невесты, нарушение которого влекло за собой уголовную ответственность старших в семье. Развод для мужчины был не только свободен, но и прямо предписывался при некоторых обстоятельствах. Однако если муж требовал развода без оснований, то ему грозила каторга. Для женщины развод был затруднен. Женщина полностью зависела от мужа. Она не имела прав собственности на имущество и была ограничена в правах наследования.

 4. 3. 3. Уголовное право

Право Древнего Китая развивалось в основном как уголовное право, которое имело как бы надотраслевой характер. Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Соответственно выделялись преступления, совершенные умышленно, неумышленно и по ошибке. Проводилось различие между оконченным преступлением и покушением на преступление. Инициатор или организатор преступления нес более тяжелую ответственность.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор), 2) религиозные (щаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности {убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности(кража, грабеж, убой чужого скота).   ,

 Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: *мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужйн" - кастраций для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

От физических наказаний освобождались лица младше восьми и старше семидесяти лет.

             4. 3. 4.  Суд и судебный процесс

Суд не был отделён от администраций. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. Очень рано процесс стал приобретать розыскной характер. Существовали специальные чиновники ("линьши") для расследования преступлений. Главными доказательствами были свидетельские показания, улики и клятва. Широко применялись пытки. Однако если подозреваемый умирал под пытками, то чиновник, ведший следствие, отправлялся на каторгу.


Лекция добавлена 29.12.2012 в 01:59:51