Римская империя при Константине

Со времён императора Нерона римляне не вели завоевательных войн. Тем не менее, суровая необходимость вынуждала их держать на границах большие армии. В пределы империи непрерывно вторгались племена варваров.

 

Варвары – так греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали и казались им грубыми и необразованными.

Положение осложнялось тем, что римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть внутри империи.

В начале IV века в ожесточённой борьбе полководцев одержал верх один из них – Константин.

Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин), родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наисс (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый Цезарем, а матерью его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II). В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 года больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трёх своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина)

По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими. При этом безжалостно сорвали статуи и рельефы с арки «лучшего из императоров» Траяна и поместили их на арку Константина.

Константин носил пышные, шитые золотом одежды, корону, украшенную драгоценностями. Он был неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. Даже ближайшие советники Константина не имели права сидеть в присутствии императора. При Константине возросла численность армии, в ней наряду с римлянами служили жители многих провинций – галлы, германцы, сирийцы.

Прикрепление колонов к земле.

Положение колонов менялось к худшему. Они должны были теперь платить, кроме части урожая владельцу земли, ещё и налог в императорскую казну. Доведённые до отчаяния, колоны бежали кто куда. Борясь с бегством колонов, Константин издал указ, запрещавший им уходить с участков, которые они обрабатывали. Дети колонов должны были оставаться в том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители.

Изменение в положении христианства.

Во времена Константина во всех провинциях империи было много христиан. В каждом городе верующие выбирали одного или нескольких священников. Собравшись вместе, священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан. Он назывался епископ (в переводе с греческого – надзиратель).

Епископы всячески убеждали римские власти в том, что христиане им не опасны. «Мы молимся об императорах, их слугах и всех властях», - повторяли они. Константин понял, что христиане не призывают к свержению императора и разрушению Римского государства. Ведь ещё апостол Павел учил: «Нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению». В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться. Преследования за веру в Христа прекратились, христиане стали оказывать Константину поддержку. Более того, до сих пор христиане во всём мире почитают Константина и его мать Елену, которая была ревностной христианкой.

После указа Константина епископы разных городов стали собираться вместе, чтобы договориться о том, как правильно молиться Богу, когда отмечать христианские праздники, например, Рождество Христово и Пасху – Воскресение Иисуса. Епископы определили, какие книги, написанные об Иисусе и его учении, считать священными. Эти книги составили вторую часть Библии – Новый Завет.

Среди христиан приобрёл большое влияние епископ города Рима. Он стал называть себя папой (по-гречески «паппас» - отец). Согласно легенде, первым епископом Рима был ученик Иисуса апостол Пётр.

Перенесение столицы.

Константин не любил Рим, бывал в нём редко, предпочитая жить в других городах. Он замыслил перенести столицу из Рима на Восток, подальше от вторжений германцев. Местом для столицы он выбрал греческий город Византий на берегу пролива Босфор.

Здесь находился перекрёсток путей: водного – из Средиземного моря в Чёрное и сухопутного – из Малой Азии в Европу. По воле императора старые здания снесли, а вместо них построили дворцы и жилые дома, водопроводы и бани, театры и цирк. Воздвигли там и христианские храмы.

Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда вывезли красивейшие статуи и колонны, выломав их из портиков и храмов. Город стал называться Константинополем в честь его основателя.

С 330 года столицей империи был уже не Рим, а Константинополь.

Правление Константина:

Годы правления – 306-337 гг.

Внешняя политика:

  1. Воевал против франков и алеманов на Рейне.
  2. Воевал с готами и сарматами на Дунае.

Внутренняя политика:

  1. Государство разделено на 4 префектуры, 14 епархий, 114 провинций.
  2. В 326 г. окончательно выбрал столицей империи г. Византий, переименованный в Константинополь.
  3. Окружил себя пышным императорским двором.
  4. Учредил тайный императорский дворец и осуществлял власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата.
  5. Военная реформа, по которой войска были разделены на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах.
  6. Произошло прикрепление колонов к земле.
  7. Введение в обращение золотого солида для укрепления денежной единицы.
  8. Миланским эдиктом 313 г. христианство признано равноправной религией. 

Лекция добавлена 19.05.2012 в 01:24:57