Взаимоотношение задатков, способностей и личности

 

Климов:

Индивидуальный стиль личности – устойчивая система приемов и способов деят-ти; определенные личностные качества; эффективное средство приспособления.

Есть ос-ти благоприятствующие и мешающие успеху; компенсаторное значение возможностей; максимальное использование + приспособительных возможностей.

Либин:

Патология – деструкция, дезадаптация; творчество – активность, созидание. Индивидуальность – их сплетение.

Одаренность – компонент природных способностей – индивидный уровень индивидуальности (особенность НС).

Талант – особое измерение в развитии спец способностей;

 - актуализированная одаренность.

Креативность не фиксируется стандартными тестами; проявляется она в свободных ситуациях.

Творческая личность: независимость взглядов; нестандартность; устойчивость к неопределенным ситуациям; конструктивная активность; сила Я (автономность, устойчивость к соц давлению); открытость новому; чувствительность к красоте.

Лейтес:

Разная чувствительность – разные способности. Одаренность возникает в силу возрастных особенностей. Предпосылки умственного развития – совмещение ос-тей данного и последующего возрастов. Для одаренных детей: склонность к умственной деят-ти (игра), к деят-ти вообще, к все новым знаниям. Склонность – стремление к деят-ти; способность – возможность ее выполнения. У всех детей внеш копирование опережает овладение содержанием, а у одаренных тем более (формализм мышления, манипулирование понятиями). У таких детей признаки развития не достижения, а потребность в развитии.

Способность (Запорожец, Венгер) – прижизненное образование, представляющее собой систему ориентировочных действий, с соответствующими средствами, позволяющими человеку адекватно взаимодействовать с культурой (музыкальная, сенсорная способность). Способности: общие (любая деят-ть: наглядное моделирование), специальные. 


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:22:25