Взаимоотношение темперамента, характера и личности

 

Либин:

Патология – деструкция, дезадаптация; творчество – активность, созидание. Индивидуальность – их сплетение.

Одаренность – компонент природных способностей – индивидный уровень индивидуальности (особенность НС).

Талант – особое измерение в развитии спец способностей;

 -  актуализированная одаренность.

 Креативность не фиксируется стандартными тестами; проявляется она в свободных ситуациях.

Творческая личность: независимость взглядов; нестандартность; устойчивость к неопределенным ситуациям; конструктивная активность; сила Я (автономность, устойчивость к соц давлению); открытость новому; чувствительность к красоте.

Фромм:

Динамическая концепция характера

За поведением – разные мотивы – характер (Фрейд). Черты хар-ра – сублимации. Человек вступает в отношение с миром посредством овладения вещами (ассимиляция) и посредством отношений с людьми (социализация). Формы этих отношений открыты (+ или -).

Характер – форма, служащая проводником человеческой Е в процессе ассимиляции и социализации. Он определяет ценности и поступки; приспосабливает человека к жизни.

Типы хар-ра: неплодотворные ориентации:

1.Рецептивная: источник благ вовне; неразборчивость в выборе объекта любви; слушатели (сами не продуцируют; ищут кого-то, кто бы дал им инф-ию, сделал что-то за них); им трудно говорить “нет”; любят поесть и выпить (преодоление тревожности); оптимистическое и дружелюбное мироощущение; тревожность при возможности утраты источника; сердечны к другим, но реально делают что-то редко; жесты манящие, плавные.

2.Эксплуататорская: источник вовне – нужно получить; привлекательность другого человека определяется его привязанностью к кому-то другому; плагиат, клептомания; человек для них – объект манипуляции, эксплуатации; переоценивают чужое, недооценивают свое; жесты агрессивные.

3.Стяжательская: не верят, что могут что-то получить извне – экономия; скупость в любви; воспоминания; много знают, но не способны к плодотворному мышлению; сжатые губы; жесты чопорные (граница между собой и миром); педантичная аккуратность (внешний мир – угроза вторжения); высшие ценности –порядок и безопасность.

4.Рыночная ориентация: ничего не развивает; доминирует пустота; изменчивость (свобода от индивидуальности).

Эксплуататор – раб (рецептивная).

Эксплуататор – стяжатель.

Плодотворная ориентация:

Плодотворность – установка, к которой способен человек, не искалеченный ментально и эмоционально. Потенция человека – способность человека плодотворно использовать свои силы.

 

Восприятие мира репродуктивно и созидательно. Реалист видит только поверхность (репродуктивность); параноик “копает” вглубь (созидатель – нет реальности); противоположность их – плодотворность (сам человек, становление Я).

Любовь и мышление: человек ищет связи и в тоже время сохранения уникальности, обособленности. Любовь – ответственность, забота (материнская). Нужно уважить и знать любимого, иначе – господство и собственничество. Плодотворное мышление – заинтересованность объектом, взаимодействие с ним. Объективность – уважение – видеть вещи такими, какие они есть. Видение целостного феномена, природы субъекта (2-ная детерминация).

Ориентация в процессе социализации:

1.        Симбиотический союз: избегание одиночества путем поглощения другого и себя. Мазохизм – избавление от Я – садизм – поглощение чужого Я.

2.        Отстраненность – деструктивность: есть дистанция; отстраненность – безразличие; деструктивность – активность из-за страха своего разрушения.

3.        Любовь – плодотворность.

 

АССИМИЛЯЦИЯ                                                                                                              СОЦИАЛИЗАЦИЯ

                                               Неплодотворная ориентация

Рецептивная (берущая)                  Мазохистская (преданность)                   СИМБИ

Эксплуататорская (овладевающая) Садистская (авторитет)                           ОЗ

Стяжательская (сберегающая)       Деструктивная (настойчивость)             ОТСТРАНЕН

Рыночная (обменивающая)            Безразличная (честность)                         НОСТЬ

                                               Плодотворная ориентация

Деятельная                            Любящая                                              Разумная

У каждой ориентации + и – черты.

Либин:

Кречмер:

-          шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);

-          циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);

-          иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон:

-          висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

-          соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;

-          церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

 Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Иванов – Смоленский - типы НС:

Подвижный ( + и тормозные связи образуются быстро), инертный (медленно), возбудимый (+  - легко, а тормозные – медленно), тормозные (наоборот).

Павлов: темперамент – сплав НС и обучения, воспитания.

Выготский: темперамент – предпосылка, а характер – конечный результат воспитания.

Теплов:

Во всех индивидуальностях есть нечто общее. 2 пути: можно выделять свойства общие всем (аналитический); группировка людей по типам (синтетический путь).

Павлов выделял типы НС, но они оказались отличны от характеров (трусливые собаки с сильным типом НС). Сила НС определяется не продуктивностью, а способами и условиями достижения ее максимума. НС не параллельна характеру. Влияние оказывает воспитание. Нет идеальной НС (малая работоспособность, но высокая чувствительность).

Небылицын:

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Компоненты темперамента:

1.        Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов).

2.        Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутренней динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда).

3.        Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц р-ии там, где ее нет для других. Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц лабильность – скорость прекращения данного эмоц состояния, смена его другим.

 Гуморальные теории (Гиппократ). Кречмер: астеник, пикник (фактор тела). Шелдон: эндо, мезо, эктоморф (хрупкость тела, одиночество).

Павлов – НС:

1.        Сангвиник – высокая нервно-психич деят-ть; разнообразие и богатство мимики (эмоциональность, поверхностность, отсутствие сосредоточенности).

2.        Холерик – высокий уровень нервно-психич активности, резкость, стремительность движений, сила, импульсивность (может вылиться в несдержанность, вспыльчивость).

3.        Флегматик – низкий уровень, медлительность, спокойствие мимики и речи (может стать вялым, бедным в эмоциях, выполнять только привычные действия).

4.        Меланхолик – низкий уровень, сдержанность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении (эмоц ранимость, замкнутость, склонность к тяжелым внутренним переживаниям).

Влияют условия.

Характер – содержательная сторона деят-ти, а темперамент – динамическая.

Характер – система черт. Черта –устойчивая форма поведения, обладающая принципом функциональной автономии (складывается как угодно, но функционирует независимо от истории) – Олпорт, бихевиоризм.

Выготский:

До Выготского – статичность понятия характера, постоянство Х. В течение всей жизни, его врожденность (Т.Рибо). Кречмер – связь характера и строения тела.  Блонский – темпераменты – отличия не только индивидов, но и возрастов (молочно-зубному детству присущ циклотимический темперамент, подросток – шизоидный). Залкинд называет это биологическим статизмом в подходе к характеру.

Механизм условного рефлекса раскрывает динамику личности. Социальное на органической основе. Характер условен (обусловлен условиями возникновения), динамическая формула.

Адлер – Х. – типическое поведение Л-ти в борьбе за социальную позицию.  Связь не только с прошлым, но и с будущим. ( Павлов – “рефлекс цели”). Существование препятствий – не только главное условие достижения цели, но и  усл-е самого возникновения и сущ-я цели. Динамич т-я Х-ра опирается на 2 осн полож-я: объясн-е психич установки из будущего и принцип компенсации в  развитии психики+ соц обусловл-ть развития. Одарен-ть и дефективность рассм-ся как 2 различных исхода одного и того же процесса компенсации. Вместе с дефектом даны стимулы для его преодоления. Фрейд – особенности Х. Коренятся в прошлом. Адлер – в перспективе будущего (теоретическая возм-ть воспитания).  Значение среды и воспитания.

 


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:20:46