Термины по Общей Психологии ч. 2

 

Эмоции-это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на человека явлений и ситуаций.

Функции эмоций:

Оценки, побуждения к действию, активации нервных центров, регуляции действий, экспрессивная функция (мышечное напряжение)

Чувство-высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Аффект-особо выраженное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Стресс-состояние черезмерно сильного и длительного психического напряжения.

Стадии стресса (по Селье):

- тревога (мобилизация защитных сил организма)

- резистентность (сопротивление и адаптация к стессору)

- истощение (утрата запасов адаптационных возможностей)

Деятельность- специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия существования.

Деятельность бывает: трудовая, учебная и игровая; индивидуальная и совместная; внешняя и внутренняя (психическая); непосредственная и опосредованная.

Компоненты: 

- мотивы

- цели

- действия

Потребность- основной источник активности человека, внутреннее состояние нужды в объективных условиях без которых невозможно существование.

Типы умений и навыков:

- познавательные

- двигательные

- теоретические (абстрактный интеллект)

- практические

Личность- социально- психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Слои личности:

- экспрессивно- инструментальный (характер, способности, социальные роли)

- личностно- смысловой (мотивы, направленность личности, смысловые преобразования)

Структура личности по Петровским:

1) внутрииндивидная составляющая (индивидуальность)

2) межиндивидная (проявление личности в процессе общения)

3) метаиндивидная (человек как часть человечества)

Персонализция- процесс и результат запечатления субъекта в других людях.

Темперамент – природно-обусловленная совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов.       

Основные критерии (по Русалову)

- не зависит от содержания деятельности и поведения

- универсален и проявляется во всех сферах деятельности человека

- относительно устойчив, панно проявляется в детстве

- тесно связан со свойствами нервной системы

Характер- это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру  и типичный способ поведения в определенных жизненных ситуациях.

Общие свойства характера:

-самоуверенность/неуверенность

-дружелюбие/враждебность

-сознательность/импульсивность

- стабильность/тревожность

-гибкость/ригидность

Частные свойства характера

-общительность/замкнутость

-лидерство/подчинение

-оптимизм/пессимизм

-доверчивость/подозрительность

-смелость/осторожность

-деликатность/грубость

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА:

-отношение к себе

-отношение к другим

-отношение к деятельности

-отношение к личной и общ. Собственности

 

Способности- это такие психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ :

-репродуктивный (талант)

-творческий (гениальность)

 Классификация:

- природные

- специфические

      общие/специальные

      теоретические/практические

      учебные/творческие

      способности к общению                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Социализация- это сложный процесс освоения личностью социальной реальности, активное вхождение человека в систему социальных связей.

3 механизма:

- как инкультурация 

- как интернализация (усвоение норм, опыта и т.д)

-как адаптация

Аттитюд (социальная установка)- готовность, предрасположенность субъекта, в соответствии с которой его мысли и чувства организованы с учетом социального объекта, что обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер его отношений к объекту.

Структура аттитюда:

- поведенческий компонент (поведение относительно объекта)

- когнитивный компонент (знания об объекте)

- аффективный (эмоциональный компонент)

 функции аттитюда:

- инструментальная функция

- эгозащитная

- ф-ция выражения ценностей

- ф-ция организации знаний

Общение- сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Характеризуется содержанием, целью и средствами.

Структура общения:

1- коммуникативная сторона (обмен информацией)

2- интерактивная сторона (обмен действиями)

3- перцептивная сторона (формирование образа другого человека)

Вербальная коммуникация- речь

Невербальная- жесты, мимика и т.д.

Классификация жестов

- описательно- изобразительные (только в контексте)

- конвенциональные (понятны и так)

- модальные (выражают отношение)

- ритуальные (рукопожатие)

Проксемика- расстояние между общающимися.

  Малая группа- реально существующая, немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных отношений.

Классификация малых групп:

-условные и реальные

-естественные и лабораторные

-формальные и неформальные

-референтные, нереферентные и антиреферентные

-первичные и вторичные

-высокоразвитые и слаборазвитые

Позиция- официальное положение человека в официальной системе взаимоотношений.

Статус- реальная соц-психол характеристика положения человека в системе отношений.

Роль- нормативно заданный и коллективно- одобряемый образец поведения.

Характеристики малой группы:

-нравственные нормы и ценности

-групповые санкции

-композиция

-каналы коммуникации

-официальные неофициальные взаимоотношения

-деловые и личностные взаимоотношения

-рациональные и эмоциональные взаимоотношения

-психологический климат

-генезис группы

-конформность

-групповая сплоченность

-лидерство

Внимание- избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность.

Свойства внимания :

-устойчивость

-сосредоточенность

-переключаемость

-распределяемость

-объём

Память- способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Виды:

- двигательная

-эмоциональная

-образная

-словесно-логическя

Закономерности процессов памяти:

1- эффект длины

2- эффект края

3- феномен интерференции (негативное влияние одной инф-ции на другую)

4-феномен реминисценции (самопроизвольное вспоминание)

    Мышление – это познавательный процесс, который позволяет на основе чувственного познания делать выводы. Присутствует во всех видах познавательных процессов кроме ощущения.  

Виды мышления:

Наглядно-действенное

Наглядно-образное(прим. сложение в уме)           

Понятийное или словесно-логическое          

  Задатки – особенности строения мозга, органов чувств и движения, как природные предпосылки для формирования способностей.

  4 типа невербальных средств:

  Визуальные(движение походка мимика)

  Кожные реакции(покраснение, мурашки)

  Аккустические (тембр, темп, покашливание,смех)

  Тактильные (прикосногвения)

Идентификация – становление себя на место партнера!

Каузальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем периписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Аттракция – форма познания основанная на формировании устойчивого позитивного чувства человека.

Рефлексия – осознание субъектом общения того, как он сам воспринимается партнером по общению.

              Ошибки восприятия других:

1. Предубеждение

2. Эффект ореола(общее +\- впечатление преводит к +\- оценкам качеств)

3. Эффект проекции(приятному приписываем свои достоинства, непр. - недостатки)

4. Эффект порядка(при общении с незнакомцем уделяем внимание полученным в начале)

5. Фундаментальные ошибки атрибуции(тенденция недооценивать и переоценивать)

6. Эффект Кулешова!(восприятие зависит от окружающей обстановки и настроения)

7. Эффект самонадеянности(переоценивание корректности своих суждений)

8. Бихвиоральное подтверждение(ошибочное мнение может стимулировать его, подтверждать эти ожидания)

Установка - +\- оценочная реакция на что либо кот выражается в мнениях, чувствах и поведении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:34:05