Термины по Общей Психологии

Абсолютный порог. Минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.

Автокинетическое движение. Иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в тёмной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.

Аккомодация. Механизм, меняющий кривизну хрусталика, благодаря чему поддерживается чёткое изображение предмета на сетчатке даже при постоянном изменении расстояния между глазом и объектом.

Белый шум. Сложная смесь звуковых волн всех частот, аналогичная белому цвету.

Бинауральные признаки. Особенности стимулов, действующих на оба уха, обеспечивающие возможность локализации звука. Одинаковые звуковые волны, исходящие из одного источника, приобретают разные свойства, достигая правого или левого уха. Главными бинауральными признаками являются различия звуковых волн по фазе и интенсивности.

Вестибулярные ощущения. Ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.

Внимание. Фокусирование восприятия, характеризующееся ясным осознанием ограниченной части перцептивного поля.

Гештальтпсихология. Направление в экспериментальных исследованиях организующей природы восприятия, основанное Вертгеймером, Коффкой и Келером. Гештальт – немецкий эквивалент слова «форма».

Дифференциальный порог. Минимальная разница между двумя стимулами, которая может быть воспринята.

Дополнительные цвета. Цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга; например, красный и зелёный, жёлтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают ахроматический серый цвет.

Закон Вебера. Принцип, согласно которому отношение минимальной воспринимаемой разницы между интенсивностью двух стимулов к абсолютному уровню интенсивности стимула является константной. Выражается формулой:

Константа различается для каждого типа стимулов. Закон не распространяется на крайние значения интенсивности стимулов.

Закон Эммерта. Прямая пропорциональная зависимость размера последовательного образа от расстояния между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удалённую, чем стимул, кажется в 10 раз больше его.

Замыкание. Тенденция воспринимать определённые фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Индуцированное движение. Кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение Луны, индуцируемое движением облаков.

Кажущееся движение. Иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект».

Кинестетические ощущения. Ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях и связках.

Конвергенция. Сведение зрительных осей на фиксируемый объект. Чем ближе объект, тем больше угол конвергенции. Становится неэффективной на расстоянии более 15-18 м, когда зрительные оси почти параллельны.

Константность восприятия. Тенденция воспринимать объект устойчивым и неизменным, несмотря на разнообразие условий восприятия.

Константность громкости. Восприятие действительной громкости звукового источника независимо от его расстояния. Зависит от отношения между амплитудой звуковой волны и кажущейся удалённостью звукового источника.

Константность размера. Тенденция воспринимать размер объекта постоянным независимо от расстояния до него. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и кажущейся удалённостью объекта.

Константность формы. Тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повернут так, что его сетчаточное изображение отличается от действительной формы. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и видимой плоскостью объекта.

Константность яркости. Тенденция воспринимать яркость объекта постоянной, несмотря на большие изменения в освещённости. Зависит главным образом от постоянного соотношения интенсивности света, отражаемого от объекта, и от окружающей его среды.

Контраст. Явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.

Контур. Линия, отделяющая часть перцептивного поля от соседней с ней части. Воспринимается как принадлежащая фигуре и придающая ей форму. Тем не менее контур и фигура не идентичны. Один и тот же физический контур выглядит совершенно по-разному в двух разных фигурах.

Монокулярные признаки удалённости. Признаки, обеспечивающие впечатление глубины при монокулярном зрении. Включают: перекрытие, относительный размер, относительную работу, относительную яркость, относительное движение, линейную перспективу, соотношение света и тени, аккомодацию.

Обращающиеся фигуры. Фигуры, вызывающие «спонтанные» колебания между двумя и более альтернативными перцептивными организациями. Классическим примером является куб Неккера.

Объём восприятия. Максимальное количество объектов или предметов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчёта предметов. Объём восприятия увеличивается группировкой.

Острота зрения. Способность зрительно различать мельчайшие детали объектов.

Относительное движение (двигательный параллакс). Видимое перемещение более близких объектов вправо и более удалённых влево, если голова движется влево (и наоборот).

Парадоксальный холод. Ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.

Перекрытие. Монокулярный признак удалённости, заключающийся в том, что один объект частично перекрывает другой; при этом второй объект кажется более удалённым.

Психофизика. Исследование взаимоотношений между свойствами сенсорного опыта и характеристиками физических стимулов, его вызывающих.

Психофизические методы. Методы, используемые для определения абсолютного и дифференциального порогов (метод констант, метод границ).

Рецептивное поле. Для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существует рецепторная поверхность, стимуляция которой вызывает активность клетки.

Сетчаточная диспаратность. Различие сетчаточных образов в обоих глазах при восприятии удалённого объекта. Создаётся небольшим различием углов, пол которыми каждый глаз видит объект.

Система отсчёта. Система, по отношению к которой оцениваются отдельные перцептивные свойства. Например, воспринимаемые углы объекта частично определяются углами окружающих стен. Этот эффект может быть рассмотрен как частный случай принципа «части и целого».

Соместетические ощущения. Ощущения от внешних кожных рецепторов и внутренних рецепторов тела.

Соместетический. Относящийся к соме или телу. К соместетическим относят кожные и кинестетические ощущения. Под соместетическими нервами имеются в виду волокна, передающие в мозг нервные импульсы от кожи, суставов, и мышц. Соместетическими зонами являются зоны коры, принимающие импульсы от соместетических  органов чувств. Они лежат непосредственно за центральной извилиной на поверхности мозга.

Соревнование сетчаток. Флуктуации зрительного поля при стимуляции обоих глаз различными цветами или фигурами.

Стереоскоп. Прибор, обеспечивающий впечатление глубины при восприятии плоских картин. Это впечатление достигается путём предъявления каждому глазу в отдельности слегка различающихся картин, соответствующих сетчаточным изображениям действительно трёхмерного объекта.

Стимул. Физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.

Стимульный градиент. Изменение интенсивности стимулов или их качества в перцептивном поле. Служит важным признаком удалённости.

Транспозиция. Узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами (транспозиция мелодий в другую тональность).

Уровень адаптации. Субъективный уровень, устанавливаемый человеком на основе «усреднения» воспринимавшихся ранее стимулов данного типа. Например, восприятие предмета как обладающего средним весом определяется весом предметов, когда-либо поднятых субъектом. Предметы, вес которых выше среднего, оцениваются как тяжёлые, ниже – как лёгкие.

Установка. Готовность организма к особой реакции или классу реакций. Двигательная установка – готовность к специфическим действиям; мыслительная установка – к специфическим мыслительным процессам; перцептивная установка – к специфической организации стимулов.

Феноменология. Научное исследование непосредственного опыта, при котором субъект пытается дать подробное описание того, каким он видит вещи.

Фигура. Часть перцептивного поля, которая выступает из фона.

Физиологический ноль.  Величина переменная, так как является функцией как температуры среды, так и температуры тела. Стимул с температурой выше физиологического ноля вызывает ощущение тепла, ниже – ощущение холода.

Фон. Часть перцептивного поля, которая служит задним планом для фигуры. Кажется менее структурированным, чем фигура, и меньше привлекающим внимание.

Химические ощущения. Вкусовые и обонятельные ощущения. Стимулируются химическими веществами и часто, взаимодействуя, образуют единый перцептивный опыт.


Лекция добавлена 03.04.2012 в 23:44:15