Социогенез личности

 

 

Асмолов:
 
Историческое время, соц пространство, жизненный путь – 3 координаты. Важность общества. Социально-историческая обусловленность. Искусственное ограничение выбора деят-ти – обеспечение поведения (деиндивидуализация – Китайская стена). Мотивообразующий хар-р социально-исторического образа – изобретение потребностей (телевизор). Личность – элемент развития социальной системы, получает свою хар-ку через общественные ф-ии (роли).
 
Социогенез – происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений (обусловленность их особенностями социолизации данной культуры). При исследовании личности в разных культурах нужно избегать европоцентризма. Образцы поведения (этнические стереотипы) могут быть неосознанны, надсознательны. Различие внутри национальности больше, чем между нациями. Приспосабливаясь к соц условиям человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать. Строгий контроль – эффект выученной беспомощности (невозможность изменить события – отказ от попыток сделать это – нужда в регламентации).
 
Этнический и социальный хар-р – выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в его социотипическом поведении (личность слита соц общностью).
 
 Ф-ия социотипического поведения: нейтрализация роста вариативности, индивидуальности; освобождение от принятия решения в типовых стуациях.
 
 Отклонения есть у всех, иначе нет нормы.
 
 Леминальность – жизненный переход личности в другую общность – когда старая позиция оставлена, а новая не родилась.
 
 Субъект индивидуализации – соц группа (исторически), которая побуждала члена общины пройти через пороговые (леминальные ситуации). Процесс индивидуализации опирался на знаки – овладение своим Я.
 
 
Триандис, Малпасс, Дэвидсон:
 
Межкультурные исследования нужны для подтверждения (и наоборот) инвариантности теорий во времени и пространстве. Направленность: установление сходства (различия).
 
Эмический подход: описание явлений в культуре аппаратом культуры.
 
Этический подход: универсальные понятия, можно сравнивать.
 
Неверные тесты: вместо того, чтобы показывать как они справляются со СВОИМИ трудностями, мы говорим как они выполняют НАШИ задания (Вубер).
 
Поведение = ф-ия от способности личности, субъективной культуры, личностных предиспозиций, физического окружения (география), социальной структуры, других факторов.
 
Восприятие – социум, жизнь общества – восприимчивость к иллюзиям.
 
Категоризация: одни ответы на разные стимулы.
 
Когнитивные схемы: 1-е 25 слов (разные у индусов и датчан).
 
Ценности: образ жизни, интеллектуальное развитие (богатый – независимость, бедный – подчинение, мексиканцы – пассивность).
 
Личностные диспозиции зависят от социальных структур (ребенок противостоит социальному нажиму, если он подвергается более, чем 1 соц фактору).
 
Базовые способности инвариантны (избирательность восприятия), а специфика процессов (выбор стимула) – различны в культурах.

Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:06:30