Поведенческий подход в психотерапии

Основная цель поведенческой психотерапии - обеспечене новых условий для научения. 

Частные цели:

1) формирование новых социальных умений;

2) овладение целями саморегуляции;

3) преодоление вредных привычек;

4) снятие стресса и т.д.

Роль психолога - роль учителя, модели для изменения поведения.

Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в его жизненные условия с целью их изменения (работа в вопросах вреды). Это строится на:

1) отношениях психолога и клиента;

2) определение проблемы через операционализацию поведения;

3) функциональный анализ поведения. Он предполагаетрассмотрение того, что предшествует событию, сам поступок и его последствия;

4) желательна включенность в работу социального окружения человека;

5) обсуждение рецидивов.

Основные техники в поведенческой терапии

1. Релаксация (обучение релаксации)

2. Систематическая десенсибилизация - работа со страхами.

Этапы: 1) научение релаксации; 2) составление иерархии страхов; 3) сама работа (человека просят представить себя в стиуации, которая минимально вызывает беспокойство), как только человек дает сигнал, что он готов - проводится сеанс релаксации. Это делается до тех пор, пока человек не научится сам расслабляться. Далее переходят к более серьезным страхам. Таким образом человек учится адекватно реагировать с стрессовых ситуациях.

3. Различные тренинги поведения. Классифицируют по целям. Например, тренинг адекватного самовыражения. Может проходить в виде ролевой игры. Тренинг для выработки новых умений, эмоциональный тренинг (что и почему чувствует человек) и т.д.

4. Ведение дневников клиентом. 

5. Системы подкрепления-наказания.


Лекция добавлена 14.04.2012 в 15:40:21