Основные термины по курсу Общая психология. Мотивация и Эмоции

 

Некоторые определения некоторых авторов, могущие быть полезными при сдаче экзамена по курсу “Общая психология: Мотивация и Эмоции”.

Спиноза, Бенедикт  (1632-1677)

Аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а также идеи таких состояний.

Вундт, Вильгельм (1832-1920) – “Когнитивная психология сознания”

Джемс, Уильям (1842-1910) /Ланге/ – “Периферическая теория эмоций”

Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, переживание этих изменений, по мере того как они происходят, называется эмоцией. Каждому оттенку эмоции соответствует свой уникальный комплекс изменений в теле.

Клапаред, Эдуард (1873-1940) - “Модифицированная периферическая теория эмоций”

Эмоция есть не что иное, как осознание формы, или “гештальта”, многочисленных органических впечатлений. Эмоции возникают тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению. Эмоция – смесь адаптивных и неадаптивных реакций, связанная с регрессом поведения.

Чувства – аффективные нюансы, позволяющие определять ценность вещей; реакции или установки, способные полезно ориентировать поведение.

Макдауголл, Уильям (1871-1938)

Эмоции – простые составляющие сложных чувств; комплекс телесных приспособлений, облегчающих и поддерживающих телесную активность, направленный на цель и отражающийся в переживаниях организма.

Сложные чувства, как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Первичные формы чувств – удовольствие и страдание – возможно, в примитивном виде, были взаимоисключающими.

Сартр, Жан-Поль (1905-1980) – “Феноменологическая теория эмоций”

Эмоциональное сознание – изначальная форма сознания мира. Эмоциональное поведение не лежит в том же плане, что и все другие поведения, оно не является эффективным, а стремится посредством самого себя сообщить объекту, не меняя его в реальной структуре, другое качество, меньшее (или большее) присутствие. В эмоции именно тело, руководимое сознанием, меняет свои отношения к миру с тем, чтобы мир изменил свои качества.

Эмоция – способ существования сознания (взамен логического, детерминистского) – способ понимания мира, связанный с превращением его в некий “магический” мир (или наоборот, возникающее при неожиданном осознании мира как “магического”), допускающий мгновенные глобальные изменения. Эмоция – это поведение тела, которое находится в неком состоянии. Эмоция каждый миг возвращается к объекту и тем питает себя. Взволнованный субъект и волнующий объект объединены в неразрывный синтез. Эмоции бывают настоящие и нет. Настоящая эмоция сопровождаются чувством убедительности, из нее нельзя выйти, т.к. она должна сама себя исчерпать. Ненастоящая эмоция характеризуется некой театральностью (разыгрывается субъектом). При рефлексии сознания, эмоция предстает как его структура, упорядочивающая сознание, извращая причинно-следственные связи.

Селье, Ганс (р.1907) – “Генерализованный адаптационный синдром”

Стресс – неспецифический ответ организма на любое повреждающее воздействие. Болезнь может вызвать стресс, и стресс может вызвать болезнь.

Реакция организма на (любое) повреждающее воздействие выражается в генерализованном (общем) адаптационном синдроме (ГАС), включающем 3 стадии:

1)      Реакция тревоги – всеобщая мобилизация защитных сил организма.  Во время острой (начальной) фазы общая устойчивость организма к стрессору падает ниже нормы.

2)      Стадия резистентности – адаптация организма, характеризуется повышением сопротивляемости организма значительно выше нормы.

3)      Стадия истощения – сопротивляемость организма падает ниже нормы. Если стрессор силен и его воздействие достаточно длительно, неизбежно приводит к смерти.

Протекание ГАС характеризуется гипертрофией коры надпочечников, истощение вилочковой железы, язвами желудочно-кишечного тракта (“синдром просто болезни”).

Леонтьев, Алексей Николаевич (1903-1979) – “Теория деятельности”

Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, лежащим вне организма, последнее и является ее предметом.

Мотив – предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении. Кроме основной своей функции – побуждения, имеют еще функцию ­– смыслообразования.

Личностный смысл – значение отражаемого для самого субъекта.

Эмоции – выполняют роль внутренних сигналов, сами не несут информации о внешних объектах. Непосредственно отражают отношения между и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Чувства – особый подкласс эмоциональных процессов. Имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Образуют ряд уровней – от непосредственных до высших социальных.

Рубинштейн, Сергей Леонидович (1889-1960)

Эмоции – (феноменологически) выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Отличаются полярностью (+/–). Ход собственной деятельности порождает у человека положительную или отрицательную эмоцию, чувство связанное с удовольствием или неудовольствием.

(филогенетически) Формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, являются побуждением к действию.

Уровни проявлений эмоциональной сферы:

1)      Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элемен6тарный “физически чувствования” - удовольствия, неудовольствия, выступающие в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Могут быть беспредметными.

2)      Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Чувство этого уровня – выражение в осознанном переживании отношения человека к миру.

3)      Обобщенные чувства – чувство юмора, иронии, возвышенного, трагического и т.п. Эти чувства в тоже время могут выступать как более или менее частные состояния, но по большей части – как мировоззренческие установки, мировоззренческие чувства.

Настроения – общие эмоциональные состояния личности, выражающиеся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно; не специальное переживание, а разлитое общее состояние.

Аффект – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному контролю разрядку в действии; по преимуществу с потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности.

Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человека, захватывает его и владеет им. В страсти ярко выражен волевой момент стремления, преобладающий над чувствованием.

Анохин, Петр Кузьмич (1898-1974) – “Биологическая теория эмоций”

Поведение включает две постоянно чередующиеся стадии:

1)      Стадия формирования потребностей и основных влечений;

2)      Стадия удовлетворения этих потребностей.

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Эмоция сложилась в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Каждому акту периферического удовлетворения потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия – “акцептора действия”. От него на периферию идет множество эфферентных сигналов. Об успешности действия свидетельствует поступающая в мозг обратная афферентация через “сличитель”. Положительное эмоциональное состояние возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцепторов действия.

Симонов, Павел Васильевич (р.1926) – “Информационная теория эмоций”

Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе ранее приобретенного опыта. Физиологически – активное состояние мозга, пробуждающее изменить поведение в направлении минимизации (для отрицательных) или максимизации (для положительных) этого состояния.

В общем виде:        Э = ? [П, (Ин – Ис), …]

где:      Э – эмоция, ее степень, качество и знак;

П – сила и качество актуальной потребности;

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;

Ис – информация о средствах, которыми субъект располагает на данный момент.

 

Эмоция зависит от:

1)      индивидуальных особенностей субъекта;

2)      фактора времени – стремительно развивающийся аффект или стойкое настроение;

3)      качественных особенностей потребности. Эмоции возникающие на базе социальных потребностей – чувства.

Функции эмоций:

1) Переключающая – состоит в том, что при конкуренции двух мотивов, их борьба воспринимается как борьба двух эмоций, в которой вероятность победы одной из них зависит как от величины потребности, так и от вероятности достижения цели.

2)    Подкрепляющая – подкреплением успешного поведения может служить само наступление положительного эмоционального состояния. Эмоции играют, поэтому, решающую роль при выработки условных рефлексов.

3)    Компенсаторная (замещающая) – при возникновении эмоционального возбуждения вегетативные изменения (повышение кровяного давления, выброс гормонов и т.д.), как правило, превышают реальные нужды организма. Положительные эмоции компенсируют недостаток в удовлетворении потребностей, способный привести к застою.

Изард, Кэролл (…) – “Теория дифференциальных эмоций”

Эмоция (базовая, дискретная) – сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты. Процесс взаимодействия этих компонентов является результатом эволюционно-биологических процессов.

·        Интерес

·        Радость

·        Удивление

·        Печаль

·        Гнев

·        Отвращение

·        Презрение

·        Страх

·        Стыд/Смущение

·        Вина

Эмоциональный паттерн – комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной последовательности и взаимодействуют между собой таким образом, что каждая из включенных в паттерн эмоций оказывает мотивационное воздействие на индивида и его поведение.

Драйв – мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Например, голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, кроме сексуального и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична. Только два драйва – избегание боли и сексуальное влечение – обладают некоторыми характеристиками эмоций.

Аффект – общий, неспецифический термин, описывающий все мотивационные состояния и процессы. К аффективной сфере относятся базовые эффекты, эмоциональные паттерны, физиологические драйвы, а также процессы и результаты их взаимодействия.

 


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:31:39