Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе

 

Фрейд.

Психодинамическая теория личности.

Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра.

Мотивация – инстинкты (врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки).

3 типа тревоги: реалистическая (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролировать Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго).

Защитные механизмы: вытеснения, проекция, замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал).

Юнг:

Аналитическая психология.

Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека, мы перед миром), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир). 4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное)

Адлер:

Компенсация чувства неполноценности, испытываемого в детстве. Уникальности стиля жизни каждого. Типы личности связанные со стилями жизни: управляющий (активны, но не в соц плане), берущий (паразитическое отношение), избегающий тип (нет ни интереса, ни активности), соц полезный (зрелость, сой ориентированность, высокий уровень активности). 3 задачи: работа, дружба, любовь. Порядковая позиция ребенка в семье: первенец (интеллект развит), единственный, средний и последний (алкоголик). Соц интерес – внутр тенденция человека к участию в создании идеального общества. И степень выраженности этого явления – показатель здоровья. Потом жизненные цели (задачи) – у Франкла. Препятствия к личностному росту: органическая неполноценность, избалованность, отверженность.

Хорни:

Социокультурная теория личности.

Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

Фромм:

Социальная и культурная обусловленность личности. Определяющие признаки жизни современного человека: ощущения одиночества, собственной незначимости и отчуждения. Свобода и безопасность разделены –бегство от свободы, с помощью механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности. Позитивная свобода – спонтанная активность. Труд – творчество. При спонтанности личность сливается с миром, но сохраняет индивидуальность, становится сильнее: личность сильна своею деятельностью. Важна сама деят-ть, а не ее результат.

Смысл жизни – сама жизнь. Идеал недостижим, но это необходимо для развития.

Свобода – освобождение от власти, но изолированность. Экзистенциальные потребности, базирующиеся на конфликтующих стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей (надо заботиться, идеальный путь – продуктивная любовь, трудится вместе, но сохранять индивидуальность), преодолении (преодоление своей пассивной животной природы через созидание), корнях (ощущать себя неотъемлимой частью мира), идентичности, системе взглядов и преданности (необходимость опоры для объяснения мира).

Иметь или быть(восток-запад). Стремление к обладанию – невротизм. Стремление к равенству скрывает зависть. 

 


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:16:54