Личность в системе персоногенеза

 

Джемс:

 3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).

1.        Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.

Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо).

Духовная – объединение духовных способностей и свойств.

Ядро личности – активность.

2.        Самооценка – успех\неуспех.

3.        Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).

Самоуважение – успех \ притязание.

Иерархия личностей: физ – соц – духовная.

Климов:

 Индивидуальный стиль личности – устойчивая система приемов и способов деят-ти; определенные личностные качества; эффективное средство приспособления.

Есть ос-ти благоприятствующие и мешающие успеху; компенсаторное значение возможностей; максимальное использование + приспособительных возможностей.

Маслоу:

Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз –утухание внутренних сигналов.

Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

 Творческая личность здорова. Важна общая ообстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями).

Братусь:

Смысловая сфера личности: совокупность значений – культура. Смысл в сознании человека отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения. Задача на смысл – ценности. Нравственная позиция – совокупность отношений к миру. Она особенна сильна если осознанна (осознанны ценности). Ядро личности – позиция. Смысловые образования сущ-ют и неосознанно, не поддаются прямому контролю (личность воспитывают); они индивидуальны (не заданы объективно); не могут быть поняты вне контекста.

Ф-ии смысловых образований:

1.        Создание образа будущего (план).

2.        Общая оценка (не набор ситуаций, а выведение ситуации из общей идеи).

 Уровни смысловых сфер личности:

1.        Нулевой – прагматические ситуационные смыслы (регулятивная роль).

2.        Эгоцентрический – личная выгода (люди делятся на полезных и мешающих).

3.        Группоцентрический (свой – чужой).

4.        Просоциальный – общая самоценность; труд на благо всем.

5.        Смысл изменяет действительность.

Д.А. Леонтьев:

Свобода – преодоление внешних детерминант внутреннего Я. Свобода – активность (осознанная); опосредованная (для чего); управляемая субъектом.

Внутренняя несвобода – непонимание людьми действующих на них сил; отсутствие ориентации; невозможность переносить ход событий.

Ответственность – сознавание причинности себя как изменения в окруж мире; управление этой способностью – внутр регуляция.

Становление свободы – обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора.

Становление ответственности – переход регуляции активности вовнутрь.

Духовность также не структура, а способ существования. Свобода выбора ценности – свобода.

Типы развития:

1.        Автономный тип  – выход на самодетерминацию (свобода, ответственность) - + самоотношение, самостоятельность (дают родители), эмоц принятие их родителями.

2.        Симбиотический тип – предпосылки невротического развития – родители относятся к ним как к маленьким;- самоотношение; реализация чужих ценностей – ответственность извращена; родители боятся за ребенка – нет самостоятельности; заработанное признание родителей.

3.        Импульсивный тип – мальчики – неустойчивое отношение (скорее +); независимость от собственных действий; родители оценивают ребенка как несостоятельного (без отвержения); есть внутр право на активность (+ самоотношение), но плохая саморегуляция – нет подлинной свободы – импульсивный протест (противопоставление себя другим).

4.        Конформный тип – девочки

 Действенная позиция – пассивная (страдательная – конформный тип).

Импульсивная – созерцательная (есть осознанность)

Абульханова-Славская:

Чем меньше осознания жизни, тем больше похожесть ее на других, подражательность. Личность должна организовывать, регулировать свой путь – динамика, активность.

Стихийно-обыденный тип: зависимость от событий и обстоятельств, нет инициативы; не успевает за временем – пассивная краткосрочная регуляция.

Функционально-действенный тип: есть инициатива, но она краткосрочна.

Созерцательно-пролонгированный тип: пассивность в орг-ии времени.

Созерцательно-преобразующий тип: творческое овладание временем.


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:08:15