Строение тела и характер. Характер и личность. Формирование характера

 

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ

Большой интерес представляют типологии, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных.

Наибольшее распространение получила типология, предложенная немецким ученым Э. Кречмером, который в 1921 году опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Следует учитывать, что это было время, когда четкой дифференциации между характером и темпераментом еще не было. Однако, поскольку телосложение представляет собой врожденное образование, типологию, предложенную. Э. Кречмером мы рассматриваем в отношении к темпераменту. Главная идея Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа:

лептосоматик (астеник) – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые;

пикник – человек с выраженной жировой тканью, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;

атлетик – человек с развитой мускулатурой, для него характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

диспластик – человек с бесформенным, неправильным телосложением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента (в терминологии Э. Кречмера – характера), которые он называет шизотимик, циклотимик и иксотимик.

Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.

В отличие от него циклотимик имеет пикническое телосложение. Его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными движениями и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.

В 40-х годах прошлого века большую популярность приобрела концепция темперамента, разработанная американскими учеными У. Шелдоном и С. Стивенсом. Они предприняли попытку также вывести из типа телосложения определенный  темперамент человека. Их схема телосложения была намного сложнее, чем у Э. Кречмера.

По мнению авторов, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Они исходили из гипотезы о существовании основных типов телосложения, и для их описания заимствовали термины из эмбриологии. Телосложение оценивалось по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо - и эндоморфии.

 

Согласно У. Шелдону и С. Стивенсу, эктоморфы, то есть люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характеризуются церебротоническим темпераментом (церебротоник – от лат. ceгebгum -  мозг). Для него характерны: повышенная скорость реакций; склонность к уединению, к рассуждениям, потребность в уединении в тяжелую минуту, социофобия (страх перед общественными контактами), заторможенность и холодность в общении; агорафобия (боязнь открытого пространства); исключительное внимание; непредсказуемость поведения; скрытность чувства, эмоциональная заторможенность, самоконтроль мимики; тихий голос, избегание шума; чрезмерная чувствительность к боли, плохой сон, хроническая усталость и др.

Эндоморфы -  люди с относительно слабым телосложением, с избытком жировой ткани, хорошо развитыми внутренними органами. Им соответствует тип темперамента  висцеротоник (от лат. visceгa – внутренности). Этот тип отличается живым, общительным темпераментом. Для него характерны: расслабленность в осанке и движениях, любовь к комфорту, медленная реакция, пристрастие к еде, наслаждение от процесса пищеварения; любовь к компаниям, социофилия (любовь к общественной жизни), жажда любви и одобрения окружающих, ориентация на других; эмоциональная ровность, терпимость; потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на детей и семью и др.

Лицам, с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности. Этому типу телосложения соответствует тип темперамента  соматотоник (от греч. soma – тело).  Этот тип темперамента отличается такими качествами, как уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность; потребность в доминировании; склонность к риску, решительные манеры, храбрость; психологическая нечувствительность, отсутствие сострадания, спартанская выносливость боли; клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства); шумное поведение; агрессивность под воздействием алкоголя; внешний вид соответствует более пожилому возрасту; объективное и широкое мышление, направленное вовне; ориентация на занятия юношеского возраста и др.

В современной психологии конституциональные концепции подвергаются отстрой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека.

Формирование характера

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его об­щение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спо­собом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаве­дется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистич­ность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало фор­мирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудо­любие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное вли­яние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка сти­муляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положитель­ное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребен­ка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в шко­ле поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинает! ч постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными ш [утренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не все­гда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти нико­гда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школь­ные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а фор­мируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объек­тивными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебно­го заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку ха­рактер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступ­ков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовос­питания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают стар­шие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему рав­няться.

Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, пере­довой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера при­надлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой раз­вивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию орга­низованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что ха­рактер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

 


Лекция добавлена 02.11.2012 в 00:46:05