Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность

Стремление выявить структуру интеллекта первоначально базировалось на представлении о том, что интеллект можно рассматривать как отражение карты мозга («географическая модель» интеллекта по определению Р. Стернберга). Эта идея восходит к Ф. Галлю, представителю френологии, соотносившему разные участки головы с разными способностями человека. Для него понять интеллект — это составить карту выпуклостей головы индивида. Психологи начала XX в. признавали, что для изучения интеллекта нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих развитие отдельных интеллектуальных способностей. Эти взгляды лежат в основе факторно-аналитических моделей интеллекта. Одна из них — иерархическая модель структуры интеллекта.

Иерархические структуры чаще предлагала английская школа исследователей интеллекта, американцы предпочитали факторные модели одноуровневого типа.Первым психологом, попытавшимся выявить структуру интеллекта и предложившим иерархическую модель, был английский психолог Ч. Спирмен. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. Б своем первоначальном виде эта теория утверждала, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности.

 Согласно Ч. Спирмену за g-фактором стоит «общая умственная энергия», а разные виды специфических факторов отражают механизмы, с помощью которых эта энергия используется.

Значение концепции Ч. Спирмена в развитии психологической теории интеллекта  заключается в том, что она представляет собой первую попытку преодолеть  упрощенную трактовку интеллекта как одномерной способности и наметить подход к его изучению как к совокупности отдельных способностей, но не рядоположенных, а образующих иерархическую систему. Ключом к раскрытию этой системы он сделал интеллектуальное выполнение, а точнее, факторный анализ успешности решения разнообразных тестовых заданий. Поэтому, признавая научную значимость концепции Ч. Спирмена, следует вместе с тем подчеркнуть и ее ограниченность, вытекающую в первую очередь из особенностей факторного анализа как метода выявления  взаимосвязей психических явлений. Поскольку этот недостаток, обусловленный спецификой избранного метода, свойствен всем исследованиям структуры интеллекта, подробнее остановимся на его рассмотрении ниже, после изложения других факторно-аналитических работ.

Одним из ведущих представителей многофакторной теории, с именем которого традиционно связывают исследования в этом направлении, был Л. Терстоун. Он выделил 12 факторов, которые обозначил как «первичные умственные способности». Важнейшими из них, существование которых подтверждалось работами не только Л. Терстоуна, но и других психологов, следует признать:

 

  • словесное онимание;
  • беглость речи;
  • числовой;
  • пространственный;
  • ассоциативную память;
  • скорость восприятия;
  • индукцию.

Были предприняты попытки систематизировать когнитивные факторы. Одним из первых это сделал Р. Кеттелл. Первоначально его теория представляла собой синтез теорий Ч. Спирмена и Л. Терстоуна. Как Ч. Спирмен, он признавал наличие генерального фактора, как Л. Терстоун — выделял групповые факторы.Его анализ интеллекта начинался с выделения первичных когнитивных способностей, подобно тому, как это сделал Л. Терстоун. Он выделил ряд первичных способностей, подвергнув факторному анализу результаты выполнения разнообразных  интеллектуальных тестов. Среди них были некоторые, описанные Л. Терстоуном. Но, в отличие от последнего, Р. Кеттелл иначе расставил акценты в своем анализе. Если для Л. Терстоуна главным было описание первичных способностей и индивидуальных различий в них между отдельными испытуемыми, то для Р. Кеттелла это было промежуточной целью. Он относительно мало описывал и исследовал первичные способности сами по себе. Р. Кеттелл выделил тесты, сильно нагруженные разными первичными способностями, и использовал их в качестве основы для выделения факторов второго порядка. Это позволило ему описать индивидуальные различия между испытуемыми по более абстрактным и общим признакам. Первичных способностей, выделенных Р. Кеттеллом, было 17; большинство из них  сходны с терстоуновскими (см. выше). Применив повторно факторный анализ, он  выделил факторы второго порядка (числом 5), среди которых основными были  признаны флюидный (fluid) И кристаллизованный (cгystallized) интеллекты.

Флюидный интеллект измерялся тестами классификации и аналогии, выполняемыми на  образном материале; было признано, что он свободен от влияния культуры. Кристаллизованный интеллект измерялся вербальными тестами, диагностирующими  школьные знания, обученность, например, такими, как словарный, обобщения  понятий. Он зависит от культуры, от опыта решения проблем. Рассмотренная модель структуры интеллекта была разработана Р. Кеттеллом в 30-40- е гг. XX в. Сходную с ней систему факторов позднее предложил Ф. Верной.

Еще одной известной моделью структуры интеллекта является модель Дж. Гилфорда. Он разработал ее на основе гипотетической теории, которую позднее проверил экспериментально.Ведущим положением теории Дж. Гилфорда является отказ от генерального фактора в пользу представлений о том, что существует 150 разных интеллектуальных способностей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Одно измерение — вид умственных операций, включенных в способность. Дж. Гилфорд выделяет пять таких операций:

  • познание;
  • память;
  • дивергентное мышление;
  • конвергентное мышление;
  • оценивание.

Другое измерение — содержание — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Дж. Гилфорд различает пять типов содержания:

  • изобразительное;
  • слуховое;
  • символическое;
  • семантическое;
  • поведенческое.

 Третье измерение — продукт, или результат, характеризует форму, в которой  информация обрабатывается испытуемыми. Дж. Гилфорд называет шесть типов  продукта:

  • элементы;
  • классы;
  • отношения;
  • системы;
  • типы преобразования;
  • выводы.

 В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют  «кубообразной моделью структуры интеллекта». Поскольку в ней содержится 5x5x6  категорий, т. е. 150 ячеек, то каждой ячейке соответствует один фактор, или  способность, хотя некоторые ячейки могут содержать более чем один фактор.  Способности могут различаться как по всем трем измерениям, так и по одному или  двум, а по другим двум или одному измерениям совпадать. Однако степень их связи  не зависит от того, по одному или двум измерениям они сходны.


Лекция добавлена 02.11.2012 в 00:41:07