Инстинктивное удовлетворение потребностей. Опредмечивание биологических потребностей

 Механизм  удовлетворения  ряда  потребностей  носит  инстинктивный  характер. Инстинкт  –  это унаследованная  схема  поведения,  присущая  определенному  виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям, как бы подчинена заранее заданной цели. Инстинкт с мотивационной стороны представляет собой механизм, обеспечивающий удовлетворение потребностей.

Любой  инстинкт  имеет  четыре  элемента:  источник,  цель,  объект  и  стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние, например,  голод  или  жажда.  Цель  инстинкта  состоит  в  устранении  или  редукции возбуждения,  вызванного  потребностью.  Если  цель  достигнута,  человек  испытывает кратковременное  состояние  блаженства.  Объект  инстинкта  означает  предмет  в окружающей  среде  или  что-то  в  собственном  теле  индивида,  что  обеспечивает удовлетворение,  т.е.  цель.  Действия,  ведущие  к  инстинктивному  удовольствию,  не обязательно  всегда  одни  и  те  же.  Фактически  объект  может  меняться  на  протяжении жизни.  Кроме  гибкости  в  выборе  объектов,  индивиды  способны  откладывать  разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени. Стимул инстинкта представляет собой  количество  энергии,  силы  или  давления,  которое  требуется  для  удовлетворения инстинкта.  Оно  может  быть  оценено  косвенно  путем  учета  количества  и  видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Инстинктивное  поведение  животных    –  совокупность  сформировавшихся  в процессе  развития  данного  вида    (в  филогенезе)  наследственно  закрепленных, врожденных,  общих  всем  представителям  вида  компонентов  поведения,  составляющих основу  жизнедеятельности  животных.  В  процессе  индивидуального  развития,  т.е. онтогенеза,  инстинктивное  поведение  животных  формируется  во  взаимодействии  с процессами  научения,  но  не  нуждается  в  упражнении,  сохраняется  без  периодического подкрепления  и  отличается  устойчивостью,  малой  индивидуальной  изменчивостью  и автономностью.  Целесообразность  инстинктивного  поведения  развилась  в  результате естественного отбора.  Отдельные  действия  (акты),  из  которых  слагается  инстинктивное поведение,  включают  комплексы  четко  скоординированных  движений,  поз,  звуков, кожных  реакций  (секреция,  изменение  окраски)  и  т.п.  Адаптивность  и  эффективность инстинктивного  поведения  обеспечиваются  врожденными  пусковыми  механизмами  – нейросенсорными  системами,  настраивающими  анализаторы  на  восприятие специфических  ключевых  раздражителей,  что  способствует  их  распознаванию, интеграции соответствующих ощущений и активации соответствующих нервных центров. Ключевыми  раздражителями  выступают  физические  или  химические  признаки биологически  значимых  объектов  живой              и  неживой  природы  (формы,  размеры, движение,  запах  и  т.д.)  или  пространственные отношения  (взаиморасположение  частей, относительная величина и т.п.).

 

Несмотря на свою стабильность и врожденный характер, инстинктам свойственна некоторая  изменчивость.  Различают  ряд  механизмов  развития  инстинктивных  форм мотивации: запечатление ориентиров, импринтинг и обусловливание.

Запечатление ориентиров инстинктивного поведения. Самые простые механизмы мотивационного  научения  появляются  в  эволюции  как  особые  элементы  организации инстинкта.  Они  обеспечивают  запечатление  новых  стимулов,  до  этого  не  имевших мотивационного  значения,  в  качестве  ориентиров  поведения.  Лучшим  примером  здесь может  служить  “топографическое  чувство”  одиночных  ос,  ставшее  широко  известным благодаря исследованиям Ж.А. Фабри (1914) и Н. Тинбергена (1970). Эти исследования показали,  что  способность  ос находить  свои  гнезда,  часто  расположенные  в  колониях среди множества других, основана на запечатлении места их нахождения по отношению к окружающим предметам. Эти предметы впоследствии служат ориентирами поведения.

Поведение  животного  обнаруживает  явные  признаки  того,  что  запечатление предопределено  организацией  инстинкта.  В  инстинкте  существуют  отвечающие  за  это звенья. У ос – это полет постепенно расширяющимися кругами в районе гнезда, во время которого происходит запечатление местности. Это запечатление совершается при первых вылетах после построения гнезда, однако может повторяться при изменении заученных ориентиров.  Феномен  перезаучивания  местности  изучался  экспериментально.  В обстановку  вокруг  гнезда  вносились  частичные  изменения,  пока  оса  находилась  вне гнезда.  Оказалось,  что  нарушения  знакомой  обстановки,  замеченные  при  возвращении, заставляют ос производить изучение местности при следующем вылете.

Импринтинг. К феномену прижизненного запечатления содержания раздражителя, который  ориентирует  инстинктивное  поведение,  примыкают  случаи  импринтинга. Наиболее  изученным  образцом  его  является  возникновение  в  онтогенезе  реакции следования за матерью у птенцов. К. Лоренц, описавший импринтинг как вид научения, выделил две его особенности: существование критического периода для такого научения (у  птенцов  кряквы  наиболее  благоприятное  время  для  запечатления  объектов привязанности  составляет  13-16  часов  после  вылупления)  и  необратимость  – невозможность переучивания запечатленного объекта.

Импринтингу  свойствен  существенный  элемент  онтогенетического  развития мотивации, недостаточно заметный в механизмах запечатления ориентиров. Речь идет о специальных  ключевых  раздражителях,  восприятие  которых  собственно  и  вызывает импринтинг  –  запечатление  в  качестве  фактора  мотивации  раздражителей,  до  этого  не имевших мотивационного значения.

Основные черты импринтинга сходны с процессами запечатления у насекомых. В обоих  случаях  имеет  место  предрасположенность  индивида  к  определенному мотивационному научению и унаследованная реакция на заучиваемую стимуляцию.

Обусловливание  мотивационных  отношений.  Исследования  в  области  условных рефлексов  показали,  что  условно-рефлекторное  (ассоциативное)  научение  представляет собой  основную  форму  онтогенетического  развития  мотивации.  Она  характеризуется следующими свойствами.

1.  Раздражитель,  не  имевший  мотивационного  значения,  приобретает  его  из-за своей связи с безусловным воздействием, мотивационное значение которого определено наследственностью.

2.  Условный раздражитель приобретает не то же самое мотивационное значение, которое  имеет  безусловный.  Так,  раздражитель,  сигнализирующий  о  болевом подкреплении, вызывает страх или тревогу, т.е. нечто, связанное с ожиданием боли, но не саму боль. Подобно этому, сигнал, обусловливающий появление пищи, не приобретает ее мотивационного  значения;  восприняв  его,  индивид  ждет  пищу,  если  существует возможность – стремится обеспечить или ускорить контакт с ней, но так, как к пище, к сигналу не относится.


Лекция добавлена 02.11.2012 в 01:39:49