Информационная теория П. В. Симонова

Ярким представителем отечественной психологии в разработке теории эмоций явился П.В. Симонов. Он разработал информационную теорию эмоций. П.В. Симонов заключил, что мера переживания эмоции или мера «эмоционального стресса (Э) — функция двух факторов: а) значения мотивации или потребности (П) и б) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин) и информацией, доступной субъекту (Ид). Это может быть выражено с помощью формулы: Э=1(П/И,...), где И = (Ин—Ид).

Согласно теории эмоции Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ид). Именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т. д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом. Другими словами — когда Ид больше, чем Ин.

Симонов утверждает, что существует относительная независимость нейронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между ними. Активация нейронного аппарата эмоции интенсифицирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле: П=Э/(Ин—Ид). С другой стороны, изменение интенсивности эмоции и потребности влияют на прогноз вероятности достижения цели: Ин—Ид= =Э/П. 


Лекция добавлена 02.11.2012 в 02:50:55