Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности

 

Асмолов:

Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми:

Алексеев – сущ-ет 2 точки зрения: естественный отбор – основная движущая сила эволюции; такого влияния с развитием общества почти нет. Алексеев – рассеивающий отбор (поддерживает вариации) – закрепление вариаций – потенциальная возможность творческого развития.

Феноменологический подход к изучению личности – Айзенк, Кэттел (черты, типы, конституции).

Историко – эволюционный подход.

Структура личности – структура атома (пример Выготского о единицах) – нельзя так разбивать на элементы.

Базальный уровень – индивидные свойства личности.

Иерархическая модель (Маслоу).

Индивидные свойства (Ананьев) – органические предпосылки – объект изучения дифферинциальной психологии – класс возрастно-половых и индивидуально-типических свойств (конституциональные особенности – телосложение; нейродинамика – функциональная геометрия больших полушарий; наивысшая форма – темперамент и задатки).

Телосложение – хар-р личности (Кречмер).

Нейродинамика – Павлов (ВНД).

Ф-ии индивидных свойств:

1.        Характеризуют энергетический аспект протекания психических процессов.

2.        Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деят-ти в границах, не имеющих социально существенного приспособительного характера.

3.        Знак – смена тх ф-ии в регуляции динамики поведения развития личности; автономно регулируют индивида.

4.        Лежит в основе индивидуальных стилей.

Климов:

Индивидуальный стиль личности – устойчивая система приемов и способов деят-ти; определенные личностные качества; эффективное средство приспособления.

Есть ос-ти благоприятствующие и мешающие успеху; компенсаторное значение возможностей; максимальное использование + приспособительных возможностей.

Либин:

Кречмер:

-          шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);

-          циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);

-          иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон:

-          висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

-          соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;

-          церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

 Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Иванов – Смоленский - типы НС:

Подвижный ( + и тормозные связи образуются быстро), инертный (медленно), возбудимый (+  - легко, а тормозные – медленно), тормозные (наоборот).

Павлов: темперамент – сплав НС и обучения, воспитания.

Выготский: темперамент – предпосылка, а характер – конечный результат воспитания.

Половые различия:

Биологические: девочки больше (больше повреждений при родах); 2-летние дети себя самоопределяют по полу (солдатики); к 17 годам мальчики в 3 раза сильнее девочек; к 11 у девочек – вербальная активность; у мальчиков – абстрактная манипуляция; мальчики в 3 раза агрессивнее, а девочки тревожнее; эенщины живут дольше, а мужчины дольше сохраняют способность к репродуктивности; мужчины – пространство, математика, у них сильнее профессиональное отношение (самоидентефикация); при депрессии женщина думает о причине, а мужчина отвлекается на другое; женщина хочет разделить все с другими, а мужчина – не проявлять слабость.

Стереотип: мужчина – мускулиный тип, женщина – нежная. Андрогины используют женский и мужской тип поведения в зависимости от ситуации. До 6 лет мальчик и девочки обладают одинаковым уровнем агрессии, но потом – влияние стереотипов; женщины не менее агрессивны, но подавляют свои чувства; эмпатии научаются мужчины и разучиваются женщины (она невыгодна).

Теплов:

Во всех индивидуальностях есть нечто общее. 2 пути: можно выделять свойства общие всем (аналитический); группировка людей по типам (синтетический путь).

Павлов выделял типы НС, но они оказались отличны от характеров (трусливые собаки с сильным типом НС). Сила НС определяется не продуктивностью, а способами и условиями достижения ее максимума. НС не параллельна характеру. Влияние оказывает воспитание. Нет идеальной НС (малая работоспособность, но высокая чувствительность).

Небылицын:

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темп, быстрота, ритм, интенсивность).

Компоненты темперамента:

1.        Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов).

2.        Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутренней динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда).

3.        Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц р-ии там, где ее нет для других. Импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц лабильность – скорость прекращения данного эмоц состояния, смена его другим.

 Гуморальные теории (Гиппократ). Кречмер: астеник, пикник (фактор тела). Шелдон: эно, мезо, эктоморф (хрупкость тела, одиночество).

Павлов – НС:

1.        Сангвиник – высокая нервно-психич деят-ть; разнообразие и богатство мимики (эмоциональность, поверхностность, отсутствие сосредоточенности).

2.        Холерик – высокий уровень нервно-психич активности, резкость, стремительность движений, сила, импульсивность (может вылиться в несдержанность, вспыльчивость).

3.        Флегматик – низкий уровень, медлительность, спокойствие мимики и речи (может стать вялым, бедным в эмоциях, выполнять только привычные действия).

4.        Меланхолик – низкий уровень, сдержанность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении (эмоц ранимость, замкнутость, склонность к тяжелым внутренним переживаниям).

Влияют условия.

Характер – содержательная сторона деятельности, а темперамент – динамическая.

 


Лекция добавлена 04.04.2012 в 01:12:56