Человек и его место в различных системах

 

Асмолов:

Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук.

Система – совокупность эл-в. находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Свойства системы:

1.        Целостность – несводимость к сумме частей.

2.        Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом.

3.        Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему).

4.        Иерархичность – каждый компонент системы – и эл-т, и система.

Чел-к – эл-т различных систем, приобретающий присущие им кач-ва.

-            изуч-е эволюции и истории порождающих человека систем

-            анализ целевой детерминации живых систем

-            необходимость возникновения феномена Л-ти и ее роли

-            системообразующие основания, обеспечивающие приобщение чел-ка к миру природы, культуры, его саморазвитие.

Чел-к – организм, индивид (биол/соц), личность.

Нельзя рассматривать чел-ка  в диадах типа чел-среда, чел - общ-во, вырывая его из природы.

Системы: биосфера, организм, биол. Вид Homo Sap., общество.

Синтезогенез – увеличение числа потенциально возможных св-в, которые могут пригодиться системе при встрече с новым.

Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем (повышает эффективность).

 

Вагнер:

чем выше развитие общество, тем больше вариативность проявлений.

1.          Эволюция – взаимодействие 2-х тенденций: сохранение и изменение системы (наследственность – изменчивость). Адаптация – предсказуемость; бифуркация – неопределенность изменения системы.

2.          Наличие неадаптивных эл-в, определяющих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее сущ-я.

3.          Адаптация (реализация родовой программы) – противоречие – индивидуальная изменчивость (отдельные эл-ты). Желаемое – достигнутое – гармоничное противоречие.

 

Братусь:

Человек – общественно сущ-во; сущность человека – не сумма, а ансамбль общественных отношений (в этом ценность человека).

Человек все время должен делать выбор, достигать. Личность – инструмент развития человека (ее граница определяется уровнем направленности). Разведение понятий реальное и идеальное.


Лекция добавлена 03.04.2012 в 23:48:36