Пути возникновения государства

    Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

    Для азиатского пути характерно:

   возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

   экономическая основа - общественная и государственная собственность;

   политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

   чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

    Для европейского пути характерно следующее:

   » государство возникло до появления классов.

   » насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

   » основой государства является частная собственность;

   » классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

   » определение политическое господство через богатство;

   » административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

   » государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

     В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

   a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

   b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

   c) Германская - внешнее насилие.

    В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

    Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

    Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

    1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.  Старый   аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
   2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.
   3. необходимость  подавления  сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;
   4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;
   5. необходимость  ведения  войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств  приводило  к тому,  что  стало  выгодным  жить за  счет грабежа соседей,  захватывая ценности,  скот,  рабов,  облагая соседей данью, порабощая их.

    В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.


Лекция добавлена 11.05.2013 в 23:54:33