Особенности государственного управления в современных условиях

Каждая страна самостоятельно определяет свой курс в развитии экономики и для этого может  использоваться различные способы – пассивное наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка и др. В США проявляется концепция «конституционной экономики», а в Германии – «теория порядка» как часть концепции социального рыночного хозяйства.

   Россия — многонациональная страна с огромной территорией и природными ресурсами, разнообразны­ми природно-климатическими условиями. В то же время население распреде­лено по ее территории неравномерно. 80% населения России проживает в европейской час­ти, а природные ресурсы страны на 85% находят­ся к востоку от Урала. Такая диспропорциональ­ность людских и природных ресурсов создает до­полнительные трудности экономического развития страны.

   Поэтому возникает особая роль государства по учету этих особенностей и принятия дополнительных мер, в том числе не только экономического порядка.

   В числе органов управления находятся Президент и Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства,  территориальные органы федеральных министерств и ведомств, органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

   Государственно-управленче­ская деятельность представляет управление в:

- экономической сфере;

- социально-культурной сфере;

- административно-политической сфере.

   Существенными осо­бенностями отличается организация управления государством в особых условиях.

   Активная роль государства как основного субъекта управления сохраняется и в условиях действия институтов частной собственности, развития местного самоуправления.

   Общие функции управления это: сбор, обработка и анализ информа­ции; прогнозирование; планирование; организа­ция; регулирование; координация и взаимодей­ствие; контроль и учет.  На смену директивному планированию времен советской централизованной экономики приходит государственное прогнозирование и индикативное планирование.

   Центральное место среди функций государ­ственного управления занимает государственное регулирование. В широком смысле регулирова­ние — это установление режима взаимодействия субъекта управления (государства) и объектов управления (т. е. тех, на кого направлено государ­ственное управляющее воздействие). Конкретное выражение государственное регулирование полу­чает в следующих основных формах: нормативное регулирование; государственная регистрация; ли­цензирование; сертификация; координация.

   Нормативное регулирование выражается в ус­тановлении государством общих обязательных правил поведения для участников общественных отношений. Правовыми формами государственно­го нормативного регулирования выступают зако­ны и подзаконные акты, а также судебные акты.

   Государственная регистрация — это деятель­ность государственных органов по правовому за­креплению юридических фактов или удостовере­ние каких-либо фактических обстоятельств. Виды государственной ре­гистрации:

  а) государственная регистрация актов граждан­ского состояния;

  б) государственная регистрация нормативных актов органов исполнительной власти;

  в) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  г) государственная регистрация прав на недви­жимое имущество и сделок с ним;

  д) государственная регистрация общественных объединений;

  е) регистрационный учет граждан.

   Лицензирование — это специальное разрешение органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовой формы, а также физи­ческими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юриди­ческого лица. Лицензированию подле­жат работы, производство которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным ин­тересам граждан, обороне и безопасности государ­ства, культурному наследию народов Российской Федерации. Например, лицензированию подлежит образовательная деятельность; детективная и ох­ранная деятельность; производство, продажа и приобретение оружия; реализация алкогольной продукции и т. д.

   Сертификация — это деятельность органов ис­полнительной власти по подтверждению соответ­ствия продукции установленным требованиям. Среди целей сертификации наиболее значимыми являются контроль за безопасностью продукции и защита потребителя от недобросовестности изгото­вителя (исполнителя, продавца).

   Коорди­нация — это деятельность по согласованию дей­ствий различных органов государственной власти. Она бывает, общая, межотраслевая, отраслевая, региональная.

   Конкретными формами координации являются разработка и принятие совместных нормативных актов, планов и комплексных программ совмест­ных действий разных органов исполнительной власти.

   Среди методов государственного управления все большее значение приобретают методы не прямо­го, а косвенного воздействия – например, государственные заказы (как правило, в фор­ме закона в экономической сфере, в области науки, образова­ния, здравоохранения и т. д.), ког­да государственные нужды обеспечиваются не только административным путем, но и экономи­ческими способами.

   В структуре органов государственного управления наряду с функциональными существуют органы межотраслевого регулирования. Ряд министерств и ведомств при осуществлении своей деятельности выходят за рамки своей отрасли: несколько министерств и/или ведомств могут управлять одними и теми же объектами находящимися в структуре других отраслей или некоторые органы управления могут осуществлять регулирование деятельности объектов разных отраслей. Это показывает надведомственный характер их деятельности по осуществлению координирующих функций путем принятия решений обязательных для других отраслей, т.е. осуществлять функциональное межотраслевое регулирование. Кроме координирующего межотраслевого воздействия в межотраслевом управлении могут приниматься меры обязывающего характера, которые чаще всего связаны с контролем и надзором, правом наложения административных взысканий и др. так например, в ведении Министерства финансов находятся вопросы денежного обращения, Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство природных ресурсов (охрана окружающей среды, экологический контроль и др.), Государственная таможенная служба (порядок ввоза и вывоза товаров и др.).

   К межотраслевым сферам управления относятся:

- Финансы и кредит

- Наука и технологии

- Материально-техническое обеспечение

- Безопасность

- Труд и социальное развитие

- Государственная статистика и учет

- Государственная стандартизация и метрология

- Прогнозирование

- Транспорт и связь и др.


Лекция добавлена 12.05.2013 в 01:11:03