Принципы и элементы конституционно-правового статуса субъектов России

 

 

Конституционно-правовой статус субъектов РФ постро­ен на основе ряда конституционных принципов, предопре­деляющих его сущность и содержание:

- ограниченность статуса субъектов РФ государствен­ным суверенитетом России;

- равноправие субъектов РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами;

- государственная целостность и единство системы го­сударственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается феде­ральными и региональными учредительными актами.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по свое­му статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ. Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Консти­туции РФ).

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полно­мочия, а также полномочия в сфере совместного ведения

4. Право устанавливать систему и структуру собствен­ных органов государственной власти и определять их компе­тенцию. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным за­коном (ст. 77 Конституции РФ).

5. Наличие государственных символов и столицы (адми­нистративного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные сим­волы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В слу­чае изменения его новое наименование подлежит включе­нию в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). До определения процедуры внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в Республику Алтай, Марийская Республика — в Республи­ку Марий Эл, Чувашская Республика — в Чаваш Республи­ку, Якутская Республика — в Республику Саха (Якутия). После 28 ноября 1995 г. в ст. 65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингуш­ская Республика стала Республикой Ингушетия, Респуб­лика Северная Осетия — Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 г. — изменила свое название Чувашия, а в 2003 г. — Ханты-Мансийский автономный округ.


Лекция добавлена 24.02.2013 в 00:24:52