Германская система самоуправления

 

 

Среди современных систем местного самоуправления выделяют и германскую модель управления. На развитие коммунального самоуправления Германии значительное влияние оказала реформа правительства барона фон Штейна в начале XIX века. Введенный фон Штейном в 1808 г. прусский Устав городов явился правовой основой формирования местного самоуправления. Для реформы барона фон Штейна было характерным стремление устранить параллелизм правительственных органов и органов местного самоуправления, с образованием единой целостной системы управления. На органы самоуправления Уставом возлагалась обязанность решать местные дела от своего имени и по поручению государства. Коллегиальный исполнительный орган местного управления - магистрат, действовавший параллельно с выборным, в последствии вошел в систему государственного управления. В начале XX века в ходе преобразований в государственном управлении деятельность местных общин попала под жесткий государственный контроль. Предпосылкой к этому прежде всего стали взаимоотношения центра и мест в области финансов.

В настоящее время в Германии местные органы власти образуются в районах, городах районного значения и общинах, которым, согласно действующей доктрине, государство делегирует часть своих функций. Система местного самоуправления Германии имеет элементы английской и французской моделей, с наличием специфических черт, что дает возможность говорить о смешанной форме местного самоуправления.

Общины являются главными субъектами коммунального управле­ния. Задачи, стоящие перед органами управления общин, подразделяют­ся на собственные и делегированные.

Действующие в Германии организационные устройства общин осно­ваны на четырех типах конституций: магистратная конституция, бургомистрская конституция, северогерманская конституция совета местного самоуправления, южногерманская конституция совета местного само­управления.

а) Магистратная система (напр. - общины земли Гессен). Исполнительная власть осуществляется коллегиальным органом – магистратом, члены которого избираются представительным органом общины. Магистрат состоит из бургомистра (председатель) и его заместителей. Бургомистр занимает положение «первого среди равных».

В срочных случаях бургомистр располагает правом неотложно­го принятия решения. При этом магистрат должен быть уведомлен о принятом решении. Бургомистр занимается распределением поруче­ний между уполномоченными, правда, если представительство общины избрало для определенной сферы деятельности штатных уполномочен­ных, то бургомистру запрещено менять сферы их деятельности.

б) Бургомистерская форма (пр.- общины земли Рейланд Пфальц). Высшим органом здесь также является представительство общины (совет общины), которое избирается гражданами общины путем всеоб­щих, прямых, свободных, равных и тайных выборов сроком на пять лет. Члены представительства работают на общественных началах и не обя­заны в своей деятельности руководствоваться поручениями и указания­ми своих избирателей. Бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления.

В качестве особенности этой формы следует отметить, что наряду с советом и бургомистром существует еще один важный орган правле­ния города. Он образуется из бургомистра, штатных уполномоченных и уполномоченных на общественных началах с собственной сферой дея­тельности. Его задачи состоят в том, что он заступает на место бургоми­стра при подготовке решений совета по вопросам о плане бюджета, об уставах, о назначениях и увольнениях чиновников, разработке планов строительства.

в) Северогерманская система (пр. - общины земли Северный Рейн-Вестфалия). Основным органом является также представительство общины (со­вет общины). Оно избирается гражданами путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов сроком на пять лет. Члены пред­ставительства общины не являются штатными работниками и не обяза­ны выполнять поручения по указанию избирателей. Председательствует в совете бургомистр, который исполняет свои обязанности по совмести­тельству. Бургомистр осуществляет председательские функции, являет­ся представителем вовне.

Бургомистр избирается представительным органом общины и является его председателем. Вместе с бургомистром избирается городской голова (городской директор), который занимается решением текущих вопросов местного самоуправления.

Директор общины избирается советом на штатную должность на во­семь лет. К полномочиям директора общины относится ведение вопро­сов текущего управления, которые считаются возложенными на дирек­тора советом общины.

Эта форма конституции подвергается постоянной критике, которая направлена в первую очередь на дуализм, параллельное существование бургомистра как председателя совета общины, выполняющего свои обя­занности на общественных началах, и значительно уступающего ему в сфере компетенции и полномочий штатного директора общины, рабо­тающего на профессиональной основе.

г) Южно-германская модель (на примере общин земли Бавария).  Основным органом является также представительство общины (со­вет общины). Оно избирается гражданами путем всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов сроком на шесть лет. Члены пред­ставительства общины не являются штатными работниками и не обяза­ны выполнять поручения по указанию избирателей.

В качестве главного органа самоуправления, наряду с органом представительной власти общины, рассматривается обербургомистр, избираемый гражданами. Бургомистр избирается непосредственно населением сроком на шесть лет. Бургомистр отвечает за решение текущих вопросов, которые не имеют для общины принципиального значения и не предполагают значительных обстоятельств.


Лекция добавлена 26.02.2013 в 23:42:39