Цель, методы и средства профотбора

Цель, методы и средства профотбора. Профессиональная готовность и пригодность. Отбор и обучение персонала правилам безопасности. Виды инструктажа.

В настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда, пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за счет более качественно отобранных кадровых ресурсов.

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический (1) Медицинский отбор2) Образовательный отбор3) Социально-психологический отбор4) Психофизиологический отбор). Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы. Психофизиологическая диагностика. Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности.

Виды психологических тестов применяемых при профотборе:

Интеллектуальные тесты. Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата.

Тесты на внимание и память, Личностные тесты, тесты на выявления уровня мотивации, Тесты межличностных отношений, Тесты способностей.

ОБЩИЕ - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению.  ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала. Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала: предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование — проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов— наведение справок о кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки. Для отбора персонала рекомендуется использовать следующие инструменты оценки:

А)Тесты способностей; Б) Профессиональные личностные Опросники; В) групповая дискуссия, аналитические презентационные упражнение, индивидуальное деловое упражнение, ролевая игра (взаимодействие с подчиненным или коллегой), ролевая игра (взаимодействие с клиентом); Г)Интервью по компетенциям.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.

Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.


Лекция добавлена 21.06.2012 в 23:01:04