Тезисы для эссе по обществознанию, ч. 1

 

С 9.1 Философия
 
«Самое большое счастье для людей, когда государь философ» (Вольтер)
 
1.Вольтер не единственный мыслитель, который считал, что истинным правителем может быть только философ. 
2.За две с лишним тысячи лет до рождения великого француза Платон сформулировал теорию происхождения государства, которую назвал «органической». 
3.«Государство, - говорил Платон, - подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». 
4.Правитель, согласно вышеназванной теории, – голова, главная черта его характера – мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». 
5.Идеальные формы «упорядочивают» реальность, превращая ее в организованный порядок. 
6.В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо порядок - это мир, безопасность и благополучие. 
7.Следовательно, только философ, размышляющий об идеальных формах, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.
 
 
С.9.2. Социальная психология
 
«Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива.
В них оправдание юности моей» (У. Шекспир)
 
1.Семья – важнейший социальный институт общества, так как еще Аристотель считал, что именно разрастающаяся семья является исторической предтечей государства.
2.С развитием отношений внутри семьи развивается все общество в целом: важнейшей характеристикой «дикости» является институт «групповой семьи», ступень «варварства» определяет «парный брак», а «цивилизацию» - «моногамия» (терминология Л.Г. Моргана).
3.Семья на всех этапах развития общества обеспечивает важнейшую составляющую бытия человека – процесс «социализации», то есть внутренней и внешней адаптации, трансформирующий индивида в личность.
4.В результате этого процесса – в игре, общении, учебе и труде - формируются социальные и психические свойства личности, ее неповторимая индивидуальность.
5.Прежде всего в семье, в том числе на личном примере родителей, из врожденных способностей складывается психологический облик личности: мировоззрение, моральные устои и ценности.
6.Однако переоценивать возможности социальной функции современной семьи не следует. Огромное влияние на развитие юной личности оказывают школа, масс-медиа (СМИ), молодежные субкультуры.
7.И все же на протяжении всей истории человечества, по меткому выражению русского философа И. Ильина, именно «семья является первичным лоном человеческой культуры», основой любого общества и государства.
 
С 9.3 Экономика
 
«О чем не нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман)
 
1.В условиях тотальной глобализации, интеграции рынков, ограниченности ресурсов государство призвано стать важнейшим субъектом экономической жизни общества.
2.Бюджет, система налогов и сборов, антимонопольное законодательство – вот лишь некоторые рычаги финансово-экономического регулирования, позволяющего обеспечить стабильность общественной жизни.
3.Статьи и объем расходов национального бюджета неразрывно связаны с эффективностью экономических, финансовых и правовых регуляторов государства в области налоговой политики.
4.Так высокие налоговые ставки на экспортируемые природные ресурсы оправданы, в том числе, необходимостью создания льготных режимов, призванных стимулировать, например, развитие малого бизнеса.
5.В экономически развитых странах эффективность социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.) определяются, в том числе, наличием прогрессивной шкалы подоходного налога, когда «богатые платят за бедных».
6.Перераспределение общественного блага, основанное на экономической эффективности и социальной справедливости, есть единственное оправдание утверждения, вынесенного в заголовок эссе.
7.Забирая налоги «сегодня», государство обязано возвращать их нам «завтра» в виде государственной поддержки национальной экономики, строительства социальных объектов, развития науки, образования, здравоохранения и культуры.
 
С 9.4. Социология
 
«Законы обязаны своей силой нравам» (К.А. Гельвеций)
 
1.В системе социальных отношений нормативно-правовые акты государства занимают доминирующее место.
2.Однако не только правовые постулаты определяют жизнь общества, но и нормы морали, нравственности, этики и эстетики.
3.Первоначально законы возникают из обычаев, которые в свою очередь формируются на основе нравственно-этических представлений людей о добре и справедливости.
4.Так заповеди Ветхого Завета «Не убий!», «Не укради!» лежат в основе всех правовых систем современности, главными положениями которых являются право на жизнь и право на обладание собственностью.
5.Следует заметить, что в мусульманском (традиционном) праве, напротив, нет четкого разделения на моральные и правовые нормы: ведь Коран – это точное слово Аллаха.
6.Итак, в основе любого закона – христианского, иудейского, мусульманского – лежит не только сила государственного принуждения, но и философско-религиозные, нравственные (то есть социальные) нормы.
7.Ибо, как писал французский государственный деятель XVIII века Жак Неккер: «Люди слишком умны, чтобы рано или поздно не заметить, что нравственность – в природе вещей».
 
 
С 9.5 Политология
 
«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин)
 
1.В современном конституционном праве принято различать права «первого» (личные и политические), «второго» (социально-экономические и культурные) и «третьего» (права отдельных социальных групп – дети, молодежь, женщины и т.д.) поколений.
2.Права «первого поколения», осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни.
3.Реализация личной свободы невозможна без свободы политической: так, провозглашенный Декларацией Независимости США фундаментальный принцип «права на жизнь, свободу и стремление к счастью» в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов.
4.Политические права и свободы граждан (право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова и т.д.) позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти.
5.Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы «парламентаризма»: например, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии.
6.Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и «грязными» предвыборными технологиями.
7.Поэтому каждый гражданин обязан знать свои политические права, умело ими пользоваться, активной жизненной позицией утверждать и защищать ценности Human Rights в повседневной жизни. 
 
С 9.6 Правоведение
 
«Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк)
 
1.При любой форме государственного устройства социума взаимоотношения между обществом и индивидом характеризуются иерархичностью, следовательно – несоблюдением «золотого правила» правоведов о равнообъемности прав и обязанностей в диалоге личности и государственной власти.
2.Поэтому законы (нормы права) должны точно описывать наиважнейшие общественные отношения, создавать механизмы для максимально комфортного удовлетворения потребностей человека, социальных групп и институтов.
3.Несовершенство законов делает право персонифицированным, судопроизводство – неэффективным, а отношение людей к своим обязанностям – амбивалентным (двойственным).
4.В связи с высокой динамикой развития современного мира часто принятые правовые стандарты и нормы быстро теряют свою актуальность, не будучи заменены новыми.
5.Несовершенство правовой нормы зачастую ведет к девиантности (отклонению) от правила поведения, предписанного государством.
6.К тому же потенциальная угроза применения государственной негативной санкции (наказания) ведет к дискомфорту, фобиям (страхам) у отдельно взятой личности, что в целом отрицательно сказывается на конструктивном диалоге власти и общества.
7.Вот почему плохой закон можно считать высшей формой тирании, вот почему великий римский оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что «несправедливые законы не создают право».С 9.1 Философия
 
«Самое большое счастье для людей, когда государь философ» (Вольтер)
 
1.Вольтер не единственный мыслитель, который считал, что истинным правителем может быть только философ. 
2.За две с лишним тысячи лет до рождения великого француза Платон сформулировал теорию происхождения государства, которую назвал «органической». 
3.«Государство, - говорил Платон, - подобно человеческому организму, оно имеет самостоятельную волю и сознание». 
4.Правитель, согласно вышеназванной теории, – голова, главная черта его характера – мудрость, а желание состоит в «познании идеальных форм». 
5.Идеальные формы «упорядочивают» реальность, превращая ее в организованный порядок. 
6.В таком государстве люди, по мысли Платона, счастливы, ибо порядок - это мир, безопасность и благополучие. 
7.Следовательно, только философ, размышляющий об идеальных формах, может быть могущественным и одновременно справедливым правителем.
 
 
С.9.2. Социальная психология
 
«Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива.
В них оправдание юности моей» (У. Шекспир)
 
1.Семья – важнейший социальный институт общества, так как еще Аристотель считал, что именно разрастающаяся семья является исторической предтечей государства.
2.С развитием отношений внутри семьи развивается все общество в целом: важнейшей характеристикой «дикости» является институт «групповой семьи», ступень «варварства» определяет «парный брак», а «цивилизацию» - «моногамия» (терминология Л.Г. Моргана).
3.Семья на всех этапах развития общества обеспечивает важнейшую составляющую бытия человека – процесс «социализации», то есть внутренней и внешней адаптации, трансформирующий индивида в личность.
4.В результате этого процесса – в игре, общении, учебе и труде - формируются социальные и психические свойства личности, ее неповторимая индивидуальность.
5.Прежде всего в семье, в том числе на личном примере родителей, из врожденных способностей складывается психологический облик личности: мировоззрение, моральные устои и ценности.
6.Однако переоценивать возможности социальной функции современной семьи не следует. Огромное влияние на развитие юной личности оказывают школа, масс-медиа (СМИ), молодежные субкультуры.
7.И все же на протяжении всей истории человечества, по меткому выражению русского философа И. Ильина, именно «семья является первичным лоном человеческой культуры», основой любого общества и государства.
 
С 9.3 Экономика
 
«О чем не нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман)
 
1.В условиях тотальной глобализации, интеграции рынков, ограниченности ресурсов государство призвано стать важнейшим субъектом экономической жизни общества.
2.Бюджет, система налогов и сборов, антимонопольное законодательство – вот лишь некоторые рычаги финансово-экономического регулирования, позволяющего обеспечить стабильность общественной жизни.
3.Статьи и объем расходов национального бюджета неразрывно связаны с эффективностью экономических, финансовых и правовых регуляторов государства в области налоговой политики.
4.Так высокие налоговые ставки на экспортируемые природные ресурсы оправданы, в том числе, необходимостью создания льготных режимов, призванных стимулировать, например, развитие малого бизнеса.
5.В экономически развитых странах эффективность социальной инфраструктуры (больницы, школы и т.д.) определяются, в том числе, наличием прогрессивной шкалы подоходного налога, когда «богатые платят за бедных».
6.Перераспределение общественного блага, основанное на экономической эффективности и социальной справедливости, есть единственное оправдание утверждения, вынесенного в заголовок эссе.
7.Забирая налоги «сегодня», государство обязано возвращать их нам «завтра» в виде государственной поддержки национальной экономики, строительства социальных объектов, развития науки, образования, здравоохранения и культуры.
 
С 9.4. Социология
 
«Законы обязаны своей силой нравам» (К.А. Гельвеций)
 
1.В системе социальных отношений нормативно-правовые акты государства занимают доминирующее место.
2.Однако не только правовые постулаты определяют жизнь общества, но и нормы морали, нравственности, этики и эстетики.
3.Первоначально законы возникают из обычаев, которые в свою очередь формируются на основе нравственно-этических представлений людей о добре и справедливости.
4.Так заповеди Ветхого Завета «Не убий!», «Не укради!» лежат в основе всех правовых систем современности, главными положениями которых являются право на жизнь и право на обладание собственностью.
5.Следует заметить, что в мусульманском (традиционном) праве, напротив, нет четкого разделения на моральные и правовые нормы: ведь Коран – это точное слово Аллаха.
6.Итак, в основе любого закона – христианского, иудейского, мусульманского – лежит не только сила государственного принуждения, но и философско-религиозные, нравственные (то есть социальные) нормы.
7.Ибо, как писал французский государственный деятель XVIII века Жак Неккер: «Люди слишком умны, чтобы рано или поздно не заметить, что нравственность – в природе вещей».
 
 
С 9.5 Политология
 
«Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин)
 
1.В современном конституционном праве принято различать права «первого» (личные и политические), «второго» (социально-экономические и культурные) и «третьего» (права отдельных социальных групп – дети, молодежь, женщины и т.д.) поколений.
2.Права «первого поколения», осознание и декларация которых начинается в период Великой Французской революции, являются основными: они призваны обеспечить свободу индивида как члена общества, определяют право участия гражданина в общественно-политической жизни.
3.Реализация личной свободы невозможна без свободы политической: так, провозглашенный Декларацией Независимости США фундаментальный принцип «права на жизнь, свободу и стремление к счастью» в дальнейшем был подкреплен государственной и политической волей – принятием Конституции Северо-Американских Соединенных Штатов.
4.Политические права и свободы граждан (право на мирные собрания, создание профсоюзов и общественных объединений, свобода слова и т.д.) позволяют сформировать гражданское общество для защиты, в том числе, личных прав и свобод от противоправных посягательств со стороны государственной власти.
5.Однако, на мой взгляд, не стоит излишне уповать на возможности и ресурсы «парламентаризма»: например, в современной России у граждан нарастает явное разочарование самой процедурой выборов как инструментом и мерилом демократии.
6.Раздражение и безразличие части избирателей к самому электоральному процессу можно объяснить открытым манипулированием, популистскими обещаниями, некорректными предвыборными PR-акциями и «грязными» предвыборными технологиями.
7.Поэтому каждый гражданин обязан знать свои политические права, умело ими пользоваться, активной жизненной позицией утверждать и защищать ценности Human Rights в повседневной жизни. 
 
С 9.6 Правоведение
 
«Плохие законы – худший вид тирании» (Э. Берк)
 
1.При любой форме государственного устройства социума взаимоотношения между обществом и индивидом характеризуются иерархичностью, следовательно – несоблюдением «золотого правила» правоведов о равнообъемности прав и обязанностей в диалоге личности и государственной власти.
2.Поэтому законы (нормы права) должны точно описывать наиважнейшие общественные отношения, создавать механизмы для максимально комфортного удовлетворения потребностей человека, социальных групп и институтов.
3.Несовершенство законов делает право персонифицированным, судопроизводство – неэффективным, а отношение людей к своим обязанностям – амбивалентным (двойственным).
4.В связи с высокой динамикой развития современного мира часто принятые правовые стандарты и нормы быстро теряют свою актуальность, не будучи заменены новыми.
5.Несовершенство правовой нормы зачастую ведет к девиантности (отклонению) от правила поведения, предписанного государством.
6.К тому же потенциальная угроза применения государственной негативной санкции (наказания) ведет к дискомфорту, фобиям (страхам) у отдельно взятой личности, что в целом отрицательно сказывается на конструктивном диалоге власти и общества.
7.Вот почему плохой закон можно считать высшей формой тирании, вот почему великий римский оратор Марк Туллий Цицерон утверждал, что «несправедливые законы не создают право».

Лекция добавлена 25.04.2012 в 23:12:05