Готовые эссе по обществознанию, ч. 21

 

"Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть." (Ф.М.Достоевский)
 Гуманность (гуманизм) – это человеколюбие, осознание собственной ценности и ценности другого человека. 
   Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности, то, что отличает его от животного мира, а приобщает к сфере духовного. 
   «Человек стоит в центре мира»,- вот девиз гуманистов Средневековья (именно там находятся истоки данного учения). В современном обществознании к гуманизму относят два направления: антропоцентризм и индивидуализм. 
   Представители гуманистических взглядов считают, что в природе человека изначально заложено доброе или, по крайней мере, нейтральное начало. Разрушительные силы в людях являются результатом неудовлетворенных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. И действительно, гуманизм родился на фоне материального благополучия итальянской знати и богемы (художников, писателей), когда их физиологические потребности были удовлетворены, люди чувствовали себя в безопасности. Тогда и возникло стремление к главному содержанию гуманизма (по Маслоу) - творческому преобразованию окружающего мира. 
   Очевидно, что учение Маслоу совпадает с мировоззрением великого русского писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского. Я, как и Достоевский, не уверен в том, что после глобальной катастрофы человечество будет проповедовать идеалы гуманизма. Скорее всего, оно будет стремиться к выживанию. 
   Но в привычной жизни без глобальных потрясений ценности гуманизма нуждаются в пропаганде и защите. Например, права  второго поколения из Всеобщей декларации прав человека 1948 года, закрепляющие за человеком право на духовное совершенствование. 
   Многое, конечно, зависит в этом вопросе и от индивидуальных принципов каждого человека. Есть люди, которые на терпящем бедствие корабле спасают в первую очередь женщин и детей, а потом спасаются сами. Это личности с большой буквы. Они не смогут спокойно жить, если поступят иначе. 
   Вывод: чтобы не потерять самоуважение надо в любой ситуации оставаться человеком. 
 
"Нажить много денег - храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать - искусство." (А.Бертольд)
Я считаю, что нажить много денег – это умение. Что же имел в виду автор изречения, когда утверждал, что это – храбрость? Видимо то, что нужно быть очень смелым человеком, чтобы подвергнуть себя искушению богатством. Немногие люди без потерь проходят через испытание большими деньгами. Россия знает немало примеров, когда выигравшие по лотерее миллионы – спивались и очень быстро просаживали все деньги без пользы.   
   Рисковать большими деньгами, начиная предпринимательскую деятельность – храбрость. 
   Кроме храбрости богачу необходима мудрость, так как большое количество денег нуждаются в защите от посягательств других лиц или организаций. Защитить богатство способен очень умный человек. 
   Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Богач должен очень хорошо разбираться в экономике и знать функции денег: быть мерой стоимости товаров, быть средством обращения, быть средством накопления сокровищ. 
   Очевидно, что деньги должны быть вложены в производство в виде инвестиций. Тогда они будут и приносить дивиденды их обладателю, и приносить пользу обществу в производстве нужных товаров и услуг, создании новых рабочих мест. А закапывать деньги в землю в виде кладов недальновидно: нет пользы никому. Неумно также удовлетворять свои амбиции через аукционы миллионеров, разгульный образ жизни. 
   Зарабатывать большие деньги – талант отдельных личностей. Научить свое богатство  работать на созидание, а не  на разрушение  – искусство. Ярким примером на все времена служит деятельность мецената Павла Третьякова. 
   Я согласен с мнением А.Бертольда в той части, что богатство должно находиться в руках высоко нравственных, образованных, воспитанных, стойких к жизненным испытаниям людей с большим жизненным опытом. 
 

 

"Революции – варварский способ прогресса." (Ж.Жорес)
Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. 
   Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии, все известные революции несли в себе собственную смерть, обрекали народы на гражданские войны, ломали судьбы людей. Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Угасая, революции оставляют след. Чем гуманнее и справедливее были идеалы революции, тем ярче этот след. Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие. Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французкой революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев. 
   Если в прежние времена деспотизма и самодержавия революции являлись вынужденными формами протеста, то сейчас, в эпоху торжества идей демократии предпочтительнее эволюционный путь развития общества. 
   Я уверен, что эволюция (замедленная или ускоренная) в зависимости от обстоятельств, составляет «естественное русло движения человечества» (по Смирнову). 
   Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса. 
 
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
Я думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека, отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно согласна. 
   Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности. Известно, что деятельность - это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. Любой из нас - и мудрец, и шалун — в процессе деятельности познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер, способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит, значит, играет. 
   Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека, на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в «дочки - матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное — в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности. 
   Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они станут мудрецами. 

 

«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».
  Из предложенных высказываний, меня заинтересовали слова великого русского писателя Л.Н.толстого о том, что «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».Если задуматься об этом, то получается, что человек уже рождается с потребностями. Они делятся на естественные(в еде, воде),социальные(в обществе, труде),рекреационные(в отдыхе и досуге),репродуктивные(в продолжении рода).Жизнь человека нацелена на удовлетворение этих потребностей. Но все ли они составляют благо? 
   Ответом на этот вопрос могут послужить примеры из жизни. Естественные потребности неотъемлемы у человека. Все мы с вами нуждаемся в пище и воде, для того что бы существовать. Я считаю удовлетворение этой потребности благом и не иначе. Другая не менее важная – это потребность социальная. Ведь человек – существо биосоциальное (био-живое, социум-общество). Он нуждается в общении (взаимодействие с социумом) с другими людьми. Оставаясь на долгое время один без общества, человек лишается рассудка или вовсе погибает. На основе этого происходит формирование ещё одной фундаментальной потребности – репродуктивной. Получается, что и их человек удовлетворяет во благо и не только самому себе, а обществу в целом. 
   На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все потребности составляют благо, если их удовлетворение несёт пользу человечеству. Эта категория потребностей относится к истинным. Но на ряду с истинными потребностями, выделяют ложные (мнимые) которые ведут к физической и духовной деградации, наносящие вред природе и обществу (курение, алкоголизм). 
   Таким образом, общество должно стремиться к тому, что бы в жизни помимо основных (физиологических) потребностей, как можно больше осуществлялось истинных.

Лекция добавлена 26.04.2012 в 00:19:09