Готовые эссе по обществознанию, ч. 13

Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги. (Э. Севрус, русский литератор)

Экономика является важнейшей сферой жизни общества, так как именно она обеспечивает людей материальными условиями существования, а также возможностью ведения “нехозяйственной” деятельности (культурной, научной и т.д.) Основная задача экономики как науки – это поиск и исследование механизмов оптимального использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Экономическая наука изучает различные стороны и вопросы экономической жизни общества, и одним из таких вопросов, который затрагивает Э. Севрус в своем высказывании, - это проблема экономики потребителя
Русский литератор акцентирует наше внимание на двух важнейших “достоинствах”, которыми должен обладать человек, вступая в экономические отношения, - это умение “заработать и разумно потратить большие деньги”. Возникает вопрос, как человек может реализовать на практике эти два умения? Мы знаем, что заработать деньги человек может или на рынке труда, где доходом является зарплата или на рынке товаров и услуг, где он получает доход от предпринимательской деятельности. Существуют и другие источники дохода, такие как социальные выплаты государства или доход от собственности. Что касаемо расходования денег, человеку необходимо проявить свое рациональное поведение. Это связано с тем, что расходы бывают обязательными и произвольными, и потребителю необходимо правильно определить, на что лучше потратить деньги, так как перед ним стоят ограничения на пути достижения его цели – это цены на товары и услуги, ассортимент предлагаемых товаров и, непосредственно, потребительский бюджет.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию “потребитель”. Потребитель – это тот, кто использует товары, заказывает услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. 
Я не могу не согласиться с автором данного высказывания, так как обладая теми умениями, которые перечислил Э. Севрус человек может удовлетворить свои потребности грамотно, разумно, без расточительства. Обладая высокими доходами, рациональный потребитель будет стараться откладывать часть этих доходов не на потребление, а на сбережения, тем самым застраховывая себя от рисков экономической жизни общества. 
Наглядным примером воплощения в жизнь этих двух качеств может служить деятельность российского бизнесмена Михаила Прохорова, руководителя группы компаний “ОНЕКСИМ”, который является самым богатым человеком в России. Секрет его богатства – в правильном размещении и распоряжении своими сбережениями. Задолго до наступления экономического кризиса в 2008 году, он был одним из первых, кто продал акции тех предприятий, которые, как он считал, будут наиболее сильно подвержены кризису. В результате он был прав и принял верное решение, застраховав свои сбережения. 
Подводя общую черту, хочется отметить, что умение “разумно тратить и зарабатывать большие деньги” у человека может быть порождено развитым экономическим мышлением, а также экономическими знаниями. Не последнюю в этом роль играет качественное высшее образование потребителя, которое повышает его ценность и стоимость на рынке труда.

 

 

Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
Э.М. Ремарк называет деньги свободой. Деньги, согласно Ремарку, дают возможность их владельцу поступать так, как он захочет. Например, купить какие-либо товары, дать их под залог, обменять на ценные бумаги. Все это может сделать лишь человек, владеющий деньгами. Он по сравнению с человеком без денег обладает огромным преимуществом в осуществлении своих желаний, он экономически свободен. Я согласна с позицией Ремарка. Для аргументации своего мнения приведу определение и основные функции денег. Деньги - всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги выполняют следующие функции: 1) мера стоимости; 2) средства обращения; 3) средства платежа; 4) средства накопления; 5) мировые деньги (оплата внешнеторговых сделок). Функции денег разнообразны, их владелец может применить их по-разному по своему желанию: приобрести товары и услуги (функция обращения), оплатить ими долги или обязательные платежи (функция платежа), положить их в банк для увеличения суммы денег (функция накопления), и др. Владелец денег может организовать свое производство, потому что обладает первоначальным капиталом, и заняться предпринимательской деятельностью. Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги — это свобода. Свобода выкована из золота, по утверждению Ремарка, потому что для денег во времена Ремарка устанавливалось золотое обеспечение, т. е. каждой единице валюты соответствовала определенная установленная масса золота.
Свобода — это возможность человека удовлетворить любые потребности. Например, с помощью денег мы можем осуществить все физиологические потребности (жилье, еда), мы можем удовлетворить социальные потребности (общение, путешествие). С помощью денег осуществляются престижные потребности (дорогая иномарка, платье), удовлетворение духовной потребности (стать художником, поэтом). Наличие денег делает человека независимым. Я согласна с Ремарком. Деньги — это свобода. Но свобода из золота. А золото много весит. Поэтому некоторые люди считают, что по-настоящему свободны лишь бедняки, которым нечего терять. Наверное, необходимо соблюдать золотую середину: деньги дают нам свободу удовлетворять все свои потребности, но нельзя, чтобы целью человека становились только деньги и их зарабатывание.


 

Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей. (Ф. Хайек)

Поскольку данное высказывание дано в разделе «экономика», то под конкуренцией следует понимать экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т. е. Осуществляют взаимную координацию действий. Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т. е. Величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путем повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счете, снизить цены на свой товар. Это «подстегнет» других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведет к росту величины спроса на этот товар. Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т. д. Таким образом, конкуренция - универсальный регулятор всей жизни общества.

 

 

Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Д. Сарнофф). 
Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т.е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию.
Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?
Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?
Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.
Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов. 
Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обёртки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми.
В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на современных молочных фермах. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами, и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и проч. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.
В-четвёртых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т.к. у них товарооборот ниже.
Все, упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению наилучших качеств продуктов.
Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть ещё так называемая «дикая», нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей.
Прибегающие к этому типу конкуренции, для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно- административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики.
Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США ещё в конце XIX века антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг., был принят целый ряд антимонополистических законов.
Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведёт цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведёт дикую борьбу за деньги.

 

 

Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия. (Г. С. Беккер)
Что означает цена и какие другие инструменты рынка имел в виду Беккер? Цена - это денежное выражение стоимости товара. На наш взгляд, говоря о других инструментах рынка, автор, скорее всего, имел в виду спрос и предложение, их взаимодействие. Точнее, закон спроса (между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость, при повышении цены объем спроса снижается) и закон предложения (между объемом предложения и ценой товара существует прямая зависимость, т. е. с увеличением товара возрастает объем предложения). Таким образом, цена, законы спроса и предложения регулируют рынок, число участников на нем, координируют их действия. И с этим мы согласны. К примеру, высокодоходной является нефтедобывающая промышленность. Однако не все могут заниматься добычей нефти, т. к. для этой деятельности требуется дорогостоящее оборудование, которое не могут себе позволить не только мелкие предприниматели, но и даже некоторые страны. Еще не забыт тот факт, что в середине 90-х годов XX века в Янтиковском районе Чувашской Республики проводили поиски нефти. Это происходило не за деньги республики, а обеспечивалось одной из крупных компаний, занимающейся разведкой и добычей нефти в стране. Или еще пример, черная и красная икра являются деликатесом, каждый хотел бы иметь их у себя на столе, но из-за дороговизны не каждая семья может себе позволить ее. Добыча икры ограничивается, иначе цена на икру будет падать, и прибыль будет оставаться неизменной как при увеличенном объеме, но низкой цене, так и при низком обьеме, но высокой цене продажи. С другой стороны, это способствует сохранению ограниченных природных ресурсов. Цена и другие инструменты рынка действуют как невидимая рука рынка, которая регулирует ограниченные ресурсы в экономике.


Лекция добавлена 12.04.2012 в 00:32:19