Готовые эссе по обществознанию, ч. 12

 

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.
Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях.
И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.
А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.
Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.

 


Человек немыслим вне общества. (Л.Н. Толстой)
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами. 
«Человек немыслим вне общества» - как это понять? Чтобы грамотно сформулировать ответ необходимо, прежде всего, дать определение понятиям «общество» и «человек». 
Человек - существо биосоциальное, обладающее мышлением, членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, воплощающее в себе высокие моральные и интеллектуальные свойства. Само определение подсказывает нам, что человек прочно связан с обществом, которое содействует и помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность. 
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней, состоящая из индивидуумов (людей), обладающих волей и сознанием и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Здесь осуществляется социализация, т.е. процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ребенок с момента рождения попадает не только в природную, но и в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная со становления самых элементарных функций: питание, передвижение и т.д. 
Общество содержит в себе смысл, разум и волю. Оно легитимно, в нем концентрируется сущность человеческого бытия: все, что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Оно формирует человеческую личность: устойчивую систему социально значимых характеристик человека как члена общества. 
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров – выдающаяся личность. Его отличает высокий ум, компетентность, воспитанность. Именно общество социализировало его, позволило ему раскрыть свой духовный и нравственный потенциал. Оно предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные» дары – все лучшие ценности, которое накопило. Он получил блестящее образование (МГИМО), стал принимать участие в политической жизни России. Я считаю, что именно такие люди должны стоять на столь высших государственных постах. 
Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Даже высшие истины религии тесно связаны с обществом. В «Евангелии» Христос говорит: «… Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». 
Природой заложено так, чтобы человек взаимодействовал с себе подобными. Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь. В эпоху традиционного общества люди сообща занимались земледелием, собирательством, скотоводством. Затем к этой деятельности добавились ремесла, человек стал заниматься творчеством и таким образом происходит совершенствование общества вплоть до современности… 
Среди духовных испытаний для совершенствования по системе «дзен» в Японии существует процедура «моритао» - помещение человека на неделю и более в пещеру и строгий запрет разговаривать там даже с самим собой. По свидетельству лиц, прошедших это испытание, жажда общения к концу изоляции становилась просто невыносимой, и дальнейшая встреча с любым человеком, беседа на любую тему доставляла отшельнику острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение человека к установлению контакта с другими людьми есть социальная потребность. 
В настоящее время люди не пренебрегают коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных технологий человек все больше погружается в коммуникативную среду, черпает из нее важную и значимую для себя информацию, которая делает его умнее, начитаннее, помогает реализовать себя в жизнедеятельности, применять полученные знания на благо и развитие общества. Коммуникация – это и есть основа общества, когда люди понимают друг друга, сотрудничают и реализуют разные проекты. Наше общество развивается. С ним должен развиваться и человек. Я полностью согласен с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества».

 

 

 

 

Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. (А. Пъерон)

Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
В учебнике обществознания подчеркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид—это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т. д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но еще не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя свое место в обществе, свое признание, он станет человеком в полном смысле этого слова — неповторимой личностью, индивидуальностью.
В качестве аргументов можно привести известный пример детей - «Маугли». Так, в Индии новорожденная девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путем собственных усилий, при участии родных преодолевали свое биологическое несовершенство и становились известными учеными, политиками и т. п.. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик.

 

Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. (А. Пъерон)
Я, считаю, что автор прав, излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, в процессе социализации, взаимодействия с другими людьми. Автор под словом человек в своей фразе понимает личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в своей жизни. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек может стать личностью. Рождаются индивидом, а личностью или Человеком с большой буквы становятся в процессе социализации.
Примером правоты автора может послужить следующее: в Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, а все потому, что она росла в многодетной семье, где ее воспитанию не уделялось вообще никакого внимания. Ее воспитывала собака, девочка ела как собака, гавкала, рычала, кусалась, передвигалась на четвереньках, не соблюдала человеческих норм поведения. И хотя внешне она была похожа на человека, на самом деле о ней можно говорить только как об индивиде. Эту девочку забрали в приют, где ее постепенно приучали к нормам человеческой жизни, учили разговаривать, есть с помощью ложки, ухаживать за собой, вообще жить в человеческом обществе. Моя мама родилась в отдаленной от города деревне, но получила надлежащее воспитание и образование и к 30-ти годам она стала заведующей сберегательной кассы в Чебоксарах. Поэтому, станет человек личностью или нет, зависит от воспитания.

 

Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. (А. Пъерон)

Со словами Пьерона нельзя не согласиться. Почему? Своими словами он хотел подчеркнуть, что настоящий человек — это личность. В момент рождения ребенок лишь кандидат в человека, который может стать личностью.. Человек - это биосоциальное существо. В момент рождения человек обладает только своим «био», которое роднит его со всеми животными: у него такие же инстинкты, потребности. «Социо» же человека может развиться только в ходе общения с другими людьми. В результате общения с другими людьми у человека развивается его мышление, речь, сознание. В момент рождения человек - индивид, он лишь один из людей. Со временем он приобретает индивидуальные черты. Индивидуальность свойственна любому человеку. Каждый из нас не похож на другого по внешнему облику, у каждого есть свои особенные черты характера, интересы, способности.

Личностью человек может стать лишь в процессе социализации. В становлении личности велика роль воспитания, взаимодействия с другими людьми. Именно в этих процессах происходит социализация человека, т, е. усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, принятых в обществе.

Для подтверждения слов Пьерона можно привести очень яркий пример. В средние века один король решил провести жестокий эксперимент. Он запретил разговаривать с новорожденным. Ребенка закрыли в комнате, кормили, но не общались с ним. В результате он так и не стал человеком в полном смысле: не умел разговаривать, вести себя в обществе и вскоре умер. Так и в нашей жизни есть примеры подобного. Если родители не занимаются воспитанием детей, то дети не умеют строить отношения с другими людьми. Чтобы новорожденный стал настоящим человеком необходима жизнь в обществе, взаимодействие с другими людьми.


Лекция добавлена 12.04.2012 в 00:29:51