Витрувианский человек

Рисунок ЛеонардоВитрувианский человек — является самым известным рисунком Леонардо да Винчи примерно в 1490 году был помещён в один из его журналов. На нем изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Этот рисунок символизирует канонические пропорции.

Витрувианский человек представляет собой произведение искусства и научный труд, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Согласно сопроводительным записям Леонардо, рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, в соответствии с трактатом античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:

* длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
* ступня составляет четыре ладони
* локоть составляет шесть ладоней
* высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
* шаг равняется четырём локтям
* размах человеческих рук равен его высоте
* расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
* расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
* расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
* максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
* расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
* расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
* длина руки составляет 2/5 его высоты
* расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
* расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
* длина ушей 1/3 длины лица

 

Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

Изображение Витрувианского человека и отпечатка на Плащанице

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположений рук и ног в составляет  две различные позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата половые органы. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил своюшкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

На сегодняшний день Витрувианский человек не воспринимается как символ идеальных пропорций, скорее этот изображение символизирует человека во вселенной.

Интересные факты:
Есть теория о том, что на рисунке Витрувианского человека Леонардо изобразил Христа. По просьбе хранителей Плащаницы Леонардо да Винчи реставрирует ее. И вдохновленный изображением Христа на святыне он переносит идеальные пропорции на свой рисунок, он изображает «БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА«. Леонардо да Винчи поместил человека в центр Мироздания. "Человек — это образ бога".

 


Лекция добавлена 17.11.2012 в 08:16:36