Архитектура Месопотамии

Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады. 

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты.

Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).

Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.

Уже в V – IV тыс. до н. э. в дельте Тигра и Евфрата существовали древние государства. Основные объекты их строительной деятельности – ирригационные сооружения и укрепленные города.

Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.

Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.

В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но – с закромами.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок – фашинтого же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются рабовладельческие города-государства, соперничавшие между собой, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна.

Их правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»).

Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре(XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65×43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.

В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму. 

 

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши – наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 – 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 – 10 м.

Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах – террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.

Этими центрами были:

  • ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. – 2300 г. до н.э.)
  • Вавилон – централизованное рабовладельческое государство (2150 – 1000 гг, до н.э.)
  • Ассирия – огромная военная держава (1000 – 605 гг. до н э.)
  • Нововавилонская империя (625 – 539 гг. до н.э.)

Лекция добавлена 09.12.2013 в 01:17:22