Вопросы к экзамену по истории русской литературы (древнерусская)

  1. Своеобразие древнерусской литературы. Понятие о литературном памятнике, его редакциях и списках. Типы почерков (устав, полуустав, скоропись). Периодизация древнерусской литературы. Эпохи и стили. Система жанров древнерусской литературы и характеристика основных жанров.
  2. Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Евангелие как древнейший письменный памятник на Руси. Переводная литература Киевской Руси. Жанры, особенности изображения героев, влияние на развитие оригинальной древнерусской литературы.
  3. Литература Киевской Руси. Раннее русское летописание. Возникновение летописания на Руси. "Повесть временных лет" как первый сохранившийся памятник летописного повествования. История создания "Повести временных лет". Основные идеи летописи. Композиция. Язык.
  4. Основные летописные жанры в составе "Повести временных лет". Эпические и исторические герои первой русской летописи. Отношение летописца к изображаемым событиям. Стилистические особенности памятника. 
  5. Красноречие Киевской Руси. "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона как образец жанра торжественного красноречия. Христианско-богословские и историко-политические идеи "Слова". Жанровые особенности, структура, художественное своеобразие памятника (приемы ораторского искусства).

 
  6. "Поучение" Владимира Мономаха - памятник дидактического красноречия. Время написания. Структура и художественные особенности памятника. Отражение политических и эстетических взглядов Владимира Мономаха в "Поучении" и "Послании" к Олегу Святославичу. 
  7. Агиография Киевской Руси. Летописная повесть об убиении Бориса и Глеба и "Сказание о Борисе и Глебе". Особенности литературного стиля.
  8. "Житие Феодосия Печерского" - образец преподобнического жития. Композиция памятника, особенности языка и стиля.
  9. Хождение как жанр в древнерусской литературе. "Хождение" игумена Даниила - первое паломническое хождение. 
  10. Литература периода феодальной раздробленности. Возникновение областных летописных сводов. Торжественные "Слова" Кирилла Туровского. Особенности риторического стиля.
  11. "Моление" Даниила Заточника. Проблема авторства и времени создания двух редакций. Композиция, язык и стиль памятника. Смеховой мир памятника. 
  12. "Слово о полку Игореве" как литературный памятник. История открытия и опубликования. Проблема авторства и времени создания памятника. Историческая основа "Слова" и его основная идея. Роль композиции в раскрытии основной идеи "Слова".
  13. Система образов "Слова о полку Игореве". Проблема жанровой природы "Слова", символические образы, стилевое своеобразие и ритмическая организация речи. Значение "Слова" в истории русской литературы и культуры. 
  14. Литература периода монголо-татарского нашествия и борьбы с ним. Развитие жанра воинской повести. "Повесть о битве на Калке", "Повесть о разорении Рязани Батыем". Художественные особенности. Ритмическая организация речи.
  15. "Слово о погибели русской земли" как лиро-эпический отклик на монголо-татарское нашествие. Идейно-художественные особенности памятника. "Житие Александра Невского" как новая разновидность агиографического жанра. Элементы стиля княжеского жития воинской повести. Образ святого Александра.
  16. Лиро-эпический отклик на победу в Куликовской битве. "Задонщина": проблема датировки, политические тенденции и художественное своеобразие. "Задонщина" и "Слово о полку Игореве": сходство и различие памятников.
  17. Художественные особенности агиографии и исторического повествования Куликовского цикла. "Слово о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского": образ Дмитрия Донского, композиция памятника, особенности стиля. "Сказание о Мамаевом побоище": проблема авторства и времени создания, композиция, литературные особенности.
  18. Возникновение литературного стиля "плетения словес". Преемственность древнерусской и южно-славянской традиций. Связь этого стиля с политическим и культурным подъемом Москвы. Агиографическое творчество Епифания Премудрого. "Житие Стефана Пермского": панегирический стиль произведения, связь с традиционной агиографией и отступления от канона.
  19. "Житие Сергия Радонежского" Епифания Премудрого. Образ святого Сергия Радонежского. Мастерство Епифания-повествователя.
  20. Купеческое хождение XV века, особенности жанра. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Отражение в памятнике политических, экономических и культурных особенностей Индии. Образ Афанасия Никитина. Язык и стиль памятника.
  21. Основные тенденции литературного развития во второй половине XV - начала XVI веков. Исторические предпосылки возникновения теории "Москва третий Рим". Ее истоки, сущность и отражение в памятниках. Развитие церковной и светской публицистической литературы в XVI веке. Идеологическая полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями". Особенности стиля произведений Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, творчество Максима Грека.
  22. Идеологическое обоснование государственной политики Ивана IV в сочинениях Ивана Пересветова.
  23. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Выражение идей опального боярства. Формирование индивидуальных стилей в литературе: стиль Грозного и стиль Курбского.
  24. Монументальные памятники XVI века (Никоновский летописный свод, "Степенная книга", "Стоглав", "Великие Четьи-Минеи", "Домострой"). Особенности стиля Второго монументализма. 
  25. "Повесть о Петре и Февронии". Проблема авторства и времени написания. Сюжетно-композиционная структура. Образ Февронии. Отражение агиографического канона и отступление от него. Связь с устным народным творчеством.
  26. Литература начала XVII века, эпохи Смуты. Специфика содержания и формы повестей этого времени ("Послание дворянина дворянину", "Повесть 1606г.", "Повесть о смерти и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского", "Сказание Авраама Палицына", "Повесть о взятии Азова донскими казаками").
  27. Трансформация агиографического жанра в жанр светской биографической повести в XVII веке. "Повесть о Юлиании Лазоревской" Дружины Осорьина. Образ Юлиании, особенности композиции и стиля памятника.
  28. Церковная реформа и раскол русской церкви в XVII веке. Личность Аввакума и его жизненный путь. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Традиционное и новаторское в "Житии".
  29. Специфика народно-демократической сатиры XVII века: содержание и формы, характер смеха. Влияние фольклора на сатиру ("Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Колязинская челобитная", "Слово о бражнике", "Служба кабаку").
  30. Жанр плутовской новеллы в литературе XVII века: "Повесть о Карпе Сутулове" и "Повесть о Фроле Скобееве".
  31. Бытовые и беллетристические повести конца XVII века. Проблема воспитания молодого поколения в "Повести о Горе - Злочастии".
  32. "Повесть о Савве Грудцыне" как русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте и как опыт создания романа.
  33. Возникновение стихотворства. Досиллабическая система стихосложения. Литературная деятельность С. Полоцкого. Проблема барокко в русской культуре XVII века. Последователи Симеона Полоцкого.  Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
  34. Возникновение русской драматургии. Придворная и "школьная" драма XVII века. Черты "английской комедии" в пьесах "Артаксерксово действо" и "Олоферново действо". Особенности пьес Симеона Полоцкого. Интермедии и их роль в развитии драматургии. Значение театральных постановок XVII века для русской культуры.

Лекция добавлена 14.10.2011 в 21:34:30