Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания

 

Этика как наука о морали исследует процесс мо­тивации поведения, подвергает критическому рассмот­рению общие ориентации жизнедеятельности, обосно­вывает необходимость и наиболее целесообразную форму правил совместного общежития людей, которые они готовы принять по их взаимному согласию и ис­полнять на основе добровольного намерения.

Этика изучает пове­дение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, т. е. те факто­ры, которые позволяют с определенной степенью уве­ренности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.

Термин этика введен Аристотелем для обозначе­ния той части его учения, в которой рассматривается направленность и способы регуляции человеческого поведения. Этимологически термин этика происходит от греческого слова Ethos, обозначавшего совместное жилище (Илиада), обычай, темперамент, характер. Moralis — римское слово, использованное Цицероном для перевода греческого слова этический. В совре­менном словоупотреблении в русском языке под мора­лью в основном понимаются реально существующие правы, нравственные отношения, а под этикой — имен­но наука о морали.

Мораль как таковая появляется в истории общества именно тогда, когда возникает свобода выбора, когда оказывается возмож­ным жить по-разному, предпочесть одну или другую систему ценностей. Сделать такой выбор возможно лишь в соответствии с некоторой идеей, на основе противопоставления «истинных» и ложных целей бы­тия за счет утверждения представления о том, в чем заключено действительное назначение человека. Эти­ка как система теоретического знания и подвергает критическому рассмотрению некоторую ценностную идею, показывает практические последствия, преиму­щества ее воплощения в жизнь. Поведение в соответствии с моральными нормами часто выглядит как необычное в привычном смысле борьбы за существование, стремления к реализации своих интересов.

Соотнося свои тезисы с уже существующими в обществе нормами морали, теоретики морали в своих пгических теориях пытаются доказать целесообразность этих норм, разъяснить каждому человеку необхо­димость их выполнения, его личную заинтересованность в этом.

В исторической тенденции развития общества жизнь человека все более индивидуализируется, обсто­ятельства, в которых приходится принимать решения, становятся более разнообразными, возможность от­дельной личности повлиять на характер событий за счет своего нравственного выбора в принципе увели­чивается. Хотя этой тенденции и противодействуют многие факторы, связанные с массовой культурой, идеологией, информационной революцией, поведение современного человека все-таки более свободно, по сравнению, скажем, с условиями жизни в сословно организованном обществе, где отдельный индивид прежде всего подчинен традиции, где весь режим его существования оказывается в основном жестко регла­ментированным. Это означает, что возрастает степень индивидуальной ответственности и, соответственно, усложняется процесс мотивации.

Необходимость развития этики как науки о мора­ли и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения, более всего нужны для облегчения процесса индиви­дуальной мотивации. Мотивация— это осознанное осмысление целей предполагаемого поступка. Она осуществляется с разных сторон. С точки зрения ути­литарной (какие цели может достичь данный поступок в смысле обеспечения условий жизни), технологичес­кой (какие конкретные цели в смысле предметного пре­образования он приносит), гедонистической (это пове­дение, прямо направленное на получение каких-то чув­ственных удовольствий), прагматической (это более сложные, по сравнению с непосредственными чув­ственными удовольствиями, цели, которые зависят и от самого субъекта и от обстоятельств, в которых раз­ворачивается индивидуальная жизнь, например — та-к не как престиж, карьера, месть и т. д.), и, наконец, — собственно нравственной, т. е. с точки зрения обдумы­вания того насколько человек своими действиями ущем­ляет или не ущемляет, развивает или не развивает щи (фесы других людей, приносит пользу или вред (обществу, развивает или не развивает свои обществен­но ценные качества. Некоторые из перечисленных характеристик мо­гут составлять предмет не только моральных, но и правовых оценок, попадать под действие юридических норм. Однако в морали человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им нормы и принимает ее добровольно в силу убеждения в ее целесообразности.

Ситуация морального выбора возникает тогда, ког­да проявляет себя противоречие между личным инте­ресом и такими условиями общественной жизни, кото­рые оказываются несовместимыми с определенными возможностями его удовлетворения. Эта ситуация, в которой предполагаемое поведение вступает в конфликт с принятыми в обществе моральными нормами, кото­рые известны личности, в определенной степени вошли в глубинные структуры ее собственной психической организации, стали автоматизмами поведения, поэтому выбор сопровождается эмоциональным напряжением, тем, что может быть названо психологическим диском­фортом. Другая ситуация выбора — это ситуация, когда человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, рассматриваемых в качестве более высоких, в большей мере отвечающих назначе­нию человека, в глобальном смысле — когда человек отказывается от одной своей природы, ради того, чтобы сформировать другую, более высокую, способную обес­печить иной уровень бытия, на основе новых, приобре­тенных способностей и потребностей. Понятно, что та­кое поведение не может строится без какого-то пред­ставления человека о себе самом, о целях его жизни

Объектом воздействия этического знания стано­вится также вся система существующих в общестпе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о соб­ственно моральных нормах.

Основные проблемы этики:

Проблема критериев добра и зла

Проблема счастья

Проблема смысла жизни и назначения человека

Под постмодернизмом в общегуманитарной лексике понимается совокупность культурных тенденций и практик, характерных для западного общества и его самосознания периода двух-трех завершающих XX в. десятилетий. По-видимому, вернее всего понимать термин "постмодернизм" как обозначение нынешнего "состояния" общества, или того текущего момента, который открыт для разнообразных интерпретаций, демонстрируя при этом некоторые повторяющиеся черты. Попытка осмыслить себя в современности и тем самым обрести хотя бы минимальную дистанцию в отношении происходящего и выражается нестрогим термином "постмодернизм". Указанное состояние касается самих оснований субъективности и связанной с ней идентичности - личной, групповой, общественной.

Современные философы, которых обычно именуют постмодернистами, говорят о децентрированной субъективности, субъективности, переставшей быть опорой и исходной точкой познания, более того - понимаемой как исторически обусловленная форма. Такой взгляд в области социальной реальности коррелирует с дроблением и плюрализацией социальных ролей, с новыми - множественными - способами включения в индивидуальные и коллективные взаимоотношения. На разных уровнях постмодернизм осознается как исчерпанность системы (либеральных) ценностей и даже целой традиции, вдохновленной идеей прогресса. Ситуация конца историй (Ф. Фукуяма), постиндустриального общества, отмеченного тотальным производством знаков, чем и объясняется его симулятивный, "гиперреальный" характер (Ж. Бодрийяр), утрата привычных оппозиционных членений, имевших, казалось бы, непосредственное отношение к самому порядку вещей (Восток - Запад, мужское - женское, высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект и т.п.), - все это симптомы изменившегося состояния и в то же время формы его первичной концептуализации, как раз в своем единстве и образующие то, что принято именовать постмодернизмом. Понятно, что к числу таковых относятся и современные этические размышления.


Лекция добавлена 22.08.2012 в 21:55:17